Год назад в главном музее страны была такая выставка. Анонс на сайте музея вот. Официально называется "Не верь глазам своим! Обманки в искусстве". Представлены около 700 (!!!) предметов из коллеции Эрмитажа.
Глазам, глазам не верь. Вот и глаз. В общем выставка обманок-имитаций: материалов, пространств, ощущений.
Общий вид. По боковым галереям тоже экспонаты. И в галереях за баннерами тоже. Большая выставкам.
Что собственно хочет сказать музей на двух языках
Обманки.. Ну, поехали, например, вот. Скульптурный рельеф "Любовь небесная побеждает любовь земную" неизвестного автора, мрамор, Италия, вторая половина XVII века. Мрамор, камень, а ведь как живые! Впрочем любови, небесная и земная, выглядят достаточно нежиданно для любви, хотя и в античной традиции. Италия же!
Изображая изображение. Пара холсто-масляных картин швейцарского художника Иоганна Каспара Фюссли (1706-1782), изображающих бумажки с сельско-хозяйственными сюжетами. Называются одинаково: "Обманка". Швейцария, 1750 г.
Книга. Книга, да. Изображение неизвестного художника маслом по дереву, Германия, XVI век. В натуре выглядит потрясающе натурально, на фотографии блик срывает всю интригу.
А вот и русской школы вещица: Григорий Николаевич Теплов (1717-1779), Натюрморт-обманка, х./м., Россия, 1737 г.
А ведь бумажки с надписями можно изображать не только маслом, но и эмалью! Извольте: эмалевая табакерка (медь, эмаль), Западная Европа, середина XVIII века. На крышечке -- ноты.
Вот ещё тебекерка (медь, серебро, эмаль), происходящая из Западной Европы середины XVIII века, используемая записочка-подношение. St.Petersbourg, ишь ты!
Ваза "Посвящение Нептуну", 1780-е, яшмовая масса фирмы Веджвуд. Какие натуральные обитатели глубин!
А это и без всяких подписей круто выглядит. Всё же, не книги, но: "Футляры с гипсовыми слепками с резных камней из европейских собраний", для коллекционеров вещица, в общем. Дерево, кожа, кость, гипс, бумага, чернила. Дрезден, 1760-е.
Ну, ясно, Китай, и этот, как его, знаменитый резной лак. Три раза ха! С этикетки: Флаконы для нюхательного табака, имитирующие резной лак. Материал: слева фарфор, справа металл. Всё Китай, XIX век.
До слёз знакомый образ! Мрамор, небось? Не, про это имеется ещё фото с ещё торсом:
Ага! Три-дэ-принтер, двадцать первый век же. Соответственно тут у нас не подлинный мраморный торс Афродиты, римская копия греческого оригинала IV века до н.э., а современное поделие из пластика. Удивительные времена!
Живопись. Фоточка плохая, мутная, по цвету, опять же.. Но как натурально выписаны фрукты, металл, ткань! Неизвестный художник, Натюрморт с плодами, фаянсовым блюдом и золоченым кувшином. Франция (?), х./м.,середина XVII века.
А вот уже известный художник, да и работа из основной экспозиции: Франческо Мальтезе, Натюрморт с восточным ковром, середина XVII века, х./м. Хорош ковер, без сомнения.
Великолепие! La grande bellezza!! Античный мрамор, но живой, определенно живой, поживее многих.
Хм.. Еврейская женщина, как будто, холст-масло? Хм.. "Пласт "Еврейка"; фарфор (!), роспись надглазурная, позолота; Санкт-Петербург, Имп.фарфор.завод, 1840-е гг."
Вообще огонь! "Шпалера "Портрет Яна Собеского" по живописному оригиналу Рембрандта; шерстяная, шелковая нити, ткачество; Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, начало XIX века".
Нечто про сад и огород: "Миска в виде капусты с крышкой; фаянс; Франция, Страсбург, мануфактура П. Ханнонга, 1750-е гг."
Кувшин в форме античного аска "с кораллами". Фарфор, надглазурная роспись, серебрение. Санкт-Петербург, завод братьев Корниловых, 1843-61 гг.
Ваза "под серебро"; фаянс, серебрение, цировка. Санкт-Петербургская губерния, Шлиссельбургский уезд, село Морье, фаянсовый завод С. Я. Поскочина, вторая четверть XIX века.
И под конец -- как будто Малевич со своим супрематизмом. Обманка из обманок!
Всё.
https://vasik-catn.livejournal.com/370171.html