Найти тему
Алексей Смирнов

Летучий голландец (1995 г.) - разбираем интересные вопросы

Те, кто не смотрел, поверьте мне на слово, что это шедевр обязательный к просмотру. Те, кто смотрел, пересматривайте, вспоминайте, поднимайте старые рецензии. Итак, разберем интересные вопросы:

1. О чем же кинолента Стеллинга? И что это за жанр?

Жанр – драма. Это история о мечте, которая движет человеком. "голландец" - то самое кино, которое выше ярлыков жанровости и актуальности. На экране словно оживают, (а потом опять застывают) картины великих фламандцев (особенно Ван Дейка). Фильм о том, что мечты (желания), осуществимы несмотря ни на какие внешние обстоятельства и страхи (даже во времена унквизиции).
Улетел или не улетел - неважно - главное что летел! )),
а в навозном отстойнике пусть тонут лишь злые и алчные!

2. Актуальна ли картина о голландском средневековье в современной России? Чем?

Послевкусие от просмотра настолько крепко и памятно, что возникает непреодолимое желание фильм пересмотреть. А главное – вспомнить о своей детской мечте и снова поверить в чудо. Многим запоминается то, как написал один рецензент: «Фильм о том, какой бывает жизнь, если человек умеет смотреть на звезды, да так, чтобы совсем не видеть болота, в котором живет и все стараться выпутаться из паутины приземленной жизни и взлететь».

-2

В «Летучем голландце» блаженные «чудики» Стеллинга, как всегда, живут в своей собственной вселенной. Его Голландец – упорный и упоротый Дон Кихот, Рыцарь печального образа, который сражается не против ветряных мельниц, а за летучий корабль и право верить в мечты. Это одна из самых скрупулёзно воссозданных фантазий режиссёра, где под музыку Никола Пьовани, похожую на морские волны - то усмирённые, то яростные, как девятый вал, - зритель следует за героями по уникальному полисмысловому и образному пространству в пластической подаче камеры Гурта Хилтая. Будоражащая, не дающая познать себя до конца, набитая до отказа метафорами и смыслами, история бастарда развивается в двух плоскостях: сюжетной, житейской и внеконтекстной, символической, философской. Голландец противостоит на экране сводному брату или мстительному горбуну с нежданно-негаданно двойническим нагиевским ликом, а, в конечном счете, это само добро борется со злом, и проигрыши первого раз за разом стимулируют его к следующему поединку, воскрешая из небытия.