Найти тему
СВЕТ и ВРЕМЯ

Лекция №10. ISO и его разумное использование

Фото автора. Балет Андриса Лиепы.
Фото автора. Балет Андриса Лиепы.

Простое равновесие выдержки и диафрагмы можно нарушить, включив в этот союз третий элемент ISO - режим изменения светочувствительности. Для наглядности даже рисуют треугольник, где у основания по углам два значения выдержки и диафрагмы, а на вершине параметр ISO. Этот параметр характеризует чувствительность матрицы фотоаппарата к попадающему на нее свету. Чем выше это показатель в фотокамере, тем более чувствительный сенсор и тем меньше нужно освещения для получения хороших фотографий. Но чрезмерное использование ISO, как и его остального, имеет обратный эффект.

Фото автора. Подземные работы
Фото автора. Подземные работы

Для понимания, как использовать ISO, можно вспомнить как в одной из предыдущих лекций (ссылка в конце статьи), мы упоминали, что для пленочных фотоаппаратов выпускалась пленка с разной чувствительностью к свету: 100, 200, 400, 800. Так минимальной величине соответствовала максимальная плотность кристаллов серебра в фотоэмульсионном слое пленки. Изображения, снятые на такую пленку имели гладкое, ровное, не зернистое изображение. Большие показатели передавали крупное зерно и жесткость в изображении.

Такой же принцип был перенесен на цифровые камеры.

Aвтопортрет
Aвтопортрет

При большом ISO возрастает цифровой шум. Как он получается?

Каждый пиксель матрицы вырабатывает электрический ток при попадании на него света. Даже в полной темноте из-за различных физических процессов на выходе пикселя ток (очень слабый) всегда обнаруживается. Это и есть цифровой шум, который может повлиять на итоговый кадр.

При выборе низкой чувствительности и хорошем освещении шум отсекается специальными фильтрами и получаемое изображение четкое и ровное, без искажений и дефектов.

При больших величинах светочувствительности и недостатке света расширяется диапазон пропускаемого фильтром сигнала, и на снимке становятся видны дефекты изображения, вызванные шумом.

Фото автора. Балет Андриса Лиепы
Фото автора. Балет Андриса Лиепы

При рекламировании дорогих профессиональных камер нередко звучит тема все большего параметра ISO, используемого без последствий. Но чудес не бывает. Даже полноформатная матрица не дает возможности полностью избавиться от шума при увеличении ISO после 200 - 250. Это шум хорошо виден при открывании изображения в 100% формате в Photoshop и проявляется в печати. Если вы снимаете для электронного издания - тут можно выйти за предел "безопасного" значения, поскольку на экране, при небольшом формате шум не виден.

Также, если вы снимаете на RAW и достаточно ориентируетесь в конвертирующей программе (мы обязательно будем об этом говорить в следующих лекциях), вы сможете подавить возникший шум, но опять же, не до идеального состояния.

Фото автора. Слева - Масленница. Справа - фотовыставка
Фото автора. Слева - Масленница. Справа - фотовыставка

Когда я чаще всего использую большие показатели ISO? Это различные репортажные съемки с рук, когда выдержка должна быть не больше 1/160 сек.

Первое - это съемка мероприятий, портреты одних людей среди множества других, где можно использовать лишь накамерную вспышку и хочется лишь подсвечивать, а не высвечивать.

Второе - съемка какого-то либо представления, когда невозможно использовать вспышку.

Фото автора. Спектакль "Три поросенка" в театре "У Никитских ворот"
Фото автора. Спектакль "Три поросенка" в театре "У Никитских ворот"

Третье - съемка источника света, заведомо более слабого, чем тот импульсный свет, который необходим для фотоаппарата - огонь свечи, огонь в камине, на сцене в представлении.

Фото автора
Фото автора

Я не буду рекомендовать четкие параметры использования ISO, так как это зависит от камеры, от задачи, которую ставит перед собой фотограф (может зернистая съемка является дополнительным художественным приемом), от знаний возможности RAW-конвектора и Photoshop, и наконец, от дальнейшего применения отснятого материала. Все это постигается опытным путем, анализируется и устанавливается лично для себя.

Пробуйте! Продолжение следует…

Спасибо за внимание, ваша Елизавета Яхно.

Про выдержку, диафрагму и правильную работу с ними можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь