Каждый человек, получив свои первые деньги, вольно или невольно становится пользователем финансовой системы (экономистом), которому нужно распределить дельту между приходом и расходом денег, которые ему выделены создателем, как обменный эквивалент, которым он должен течение всей своей жизни грамотно распорядиться.
Когда люди объединяются для создания бизнеса в одном предприятии, их деньги складываются.
Малые цели – малые пути. Большие цели – значимые достижения.
Экономика и управление – два противоположных направления, два противоположных отображения, которые при слиянии способны аннигилировать друг друга, и тогда происходит потеря мудрого управления и сильной экономики, потеря стабильности финансовой системы.
Для обеспечения стабильности и устойчивого развития экономики необходимо создание и реализация бизнес проектов. По системе от малого до крупного бизнеса, при непременном включении в них социальной составляющей.
Когда есть определённое пространство, которое нужно освоить, мы создаём одно предприятие. Есть второе пространство – создаём второе. И есть третье пространство – создаём третье предприятие.
Создание вами новых предприятий без ущербов, проблем и мистерий, обеспечит выполнение вашего жизненного плана, стабилизирует финансы, сделает вас, наконец, счастливыми, и принесёт счастье и благополучие не только вам, но и всем, с кем вы связали свою судьбу.
Построение собственного дела в современных условиях.
Для того, чтобы успешно построить свой бизнес в современных условиях, обеспечить его процветание достаточно долго, необходимо понять и принять иные подходы, нежели те, которые стали общепринятыми в экономической теории и практике. В этой статье мы их изложим, по возможности, в доступном формате. Сначала определим лексический аппарат, необходимый для понимания темы.
Бизнес (далее – дело) имеет единственную цель – получить максимально большое количество денег в единицу времени.
Производство имеет единственную цель – произвести максимально большое количество продукта в единицу времени, т. е. потратить максимально большое количество денег.
Производство и дело по целеположению антагонисты, и олицетворяют две взаимно исключающие системы хозяйствования.
Первая (когда в системе признаются первичными деньги) – система порабощающая, вторая (когда в системе признаётся первичным продукт) развивающая человеческую личность.
Деньги – всеобщий эквивалент обмена. Благодаря деньгам можно получить от этого мира продукт произведённый другими людьми.
Деньги, как эквивалент обмена, не материальный, а информационный объект, который невозможно потрогать. Его можно только понять. А то, что мы в повседневной жизни называем деньгами на самом деле является денежными знаками, которые не имеют значимой стоимости сами по себе, однако несут на себе информацию о ней. Благодаря деньгам мы становимся полезны друг другу.
В настоящее время в мире действует первая рыночная система хозяйствования, в которой действует экономическая формула Д-Т-Д.
А сейчас коротко опишем текущее понятие – РЫНОК – и его характеристики.
Рынок — в экономической теории, совокупность экономических отношений между участниками рынка по поводу движения товаров и денег, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции. Рынком также называют определённое место, где происходит торговля. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией.
Финансовый кризис (далее – кризис) – это событие, когда глобальное предложение товаров и услуг превышает спрос настолько, что приводит к снижению цены ниже среднестатистической себестоимости, номинированной в любой общепризнанной резервной валюте. Как правило, обвал цен происходит секторально и по принципу «домино».
Одним из главных критериев наличия рынка является конкуренция. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников.
Это крайности несовершенной конкуренции, а точнее её отсутствие. При отсутствии конкуренции на рынке он перестаёт выполнять большинство присущих ему функций.
Свободная, или рыночная, система хозяйствования начала складываться с незапамятных времён, и окончательно сформировалась в мире в начале ХХ века. В это же время была создана ФРС (Федеральная резервная система) США, которая была создана группой частных банков и взяла на себя функцию эмиссии денег от имени государства США. Её основная роль в системе хозяйственных отношений – производство денег в количестве, необходимом для обеспечения потребностей рынка в эквиваленте обмена, то есть денег, с минимальными затратами, с последующей продажей потребителям через всемирную банковскую сеть, как альтернатива ростовщикам, которые были монополистами на рынке капиталов в то время.
Наличие такой системы позволило стимулировать постоянный рост потребления продукта, и как следствие постоянный и неуклонный рост рынка и прибыли производителям и торговцам.
После создания ФРС началось постепенное снижение цены денег, так как рыночная система производства товаров предполагает периодические кризисы перепроизводства. Это требовало дополнительного количества денег, для того, чтобы не снижать цену на рынке ниже себестоимости. А технология производства новых денег предусматривала форму передачи их потребителю в виде возвратного кредитования, что требовало от ФРС каждый раз снижать ставку по кредиту. Каждый раз, когда ФРС принимает решение о снижении процентной ставки по кредиту, мы можем с уверенностью сказать, что наступает очередной финансовый кризис. Он может быть глубоким и не очень. Последний был назван глобальным, так как затронул все страны мира.
Причина наступления кризиса преднамеренно заложена в мировую финансовую систему её создателями с целью периодической (цикличной) экспроприации активов у других участников рынка.
В систему заложено четыре уровня кризисов, имеющих различный интервал цикла: год, три года, семь лет, двенадцать лет, двадцать шесть лет и семьдесят пять лет.
В каждом из этих циклов происходит поглощение активов более слабых участников рынка, происходит постепенно, сначала монополизация рынка с последующей глобализацией, которая необходима для получения мирового господства.
В последнем цикле происходит полное разрушение мировой экономки и возникает иллюзия деглобализации мировой экономики. На самом деле «победитель» получает абсолютное глобальное господство, которое реализуется путём получения им права «распилить» Землю по своему желанию, распределить земельные участки между союзниками на сферы влияния и управления.
Кризис неизбежное событие, где решение о выходе из него принимается путём эмиссии денег.
Это решение принимается создателями действующей сегодня мировой финансовой системы, чем обеспечено их мировое господство.
На сегодняшний день на фоне глобального объединения рынков сбыта производимого мировой экономикой (предпринимателями) продукта в формате ВТО (Всемирная торговая организация), членами которой являются практически все страны мира, ставка по кредиту обнулена. Дальнейшее производство денег без провоцирования гиперинфляции, стало не возможным. Все попытки ФРС повысить ставку по кредитованию мгновенно приводило к обвалу цен на рынках и снижению объёмов продаж. Идти по пути неконтролируемой эмиссии денег нет смысла, так как это приведёт к уничтожению всех накопленных капиталов и финансовой системы в целом. И действительно, мы сейчас наблюдаем плавное (или не очень) снижение цен, номинированных в резервных валютах на все товары, производимые мировой экономикой.
Итак, приступим к созданию собственного дела.
Любой продукт, который мы собираемся производить, должен удовлетворять потребности человека, или предприятия.
Все потребности человека базируются на трёх константах, которые называются «здоровье, семья, деньги». Кроме того, каждому человеку хочется стать любимым и продолжить себя в поколениях, то есть обеспечить себе бессмертие.
Все потребности предприятия базируются на принципе: производитель должен приобрести сырьё по справедливой (минимально возможной для данного места и времени) цене и переработать его с наименьшими затратами.
Учитывая вышесказанное, и приняв решение о виде продукта, который вы собираетесь производить, вы составляете деловой план построения собственного дела. После завершения работки бизнес-плана, после многократных уточнений и усовершенствований, вы обнаруживаете необходимость в привлечении капитала в большем или меньшем размере. И естественно немедленно устремляетесь в кредитное учреждение (или, что ещё хуже к ростовщику) за недостающими, по вашему мнению, средствами для реализации вашей мечты. Если вы пойдёте по этому сценарию, то расставание вас с вашими деньгами неизбежно.
Почему? Сейчас объясню.
Назначение понятия «РЫНОК», рыночные отношения предназначено для безболезненного ограбления нас с вами и состоит в том, что каждому человеку навязали мнение, что «Рынок всё отрегулирует автоматически». Думать не надо, работать мозгом не надо. Иллюзия? Да. Для чего это сделано. Добропорядочный гражданин, проработав достаточно большое количество лет и скопив немного деньжат, отказывая себе и членам своей семьи в качественном отдыхе, развлечениях, хорошем образовании, неожиданно узнаёт, что может вложить свои сбережения в собственный бизнес, и блаженствовать, ничего не делая. «Ваши деньги будут работать за вас» вещают на всевозможных курсах бизнес – тренеры. А мы с вами легковерно идём у них на поводу. При этом нам выдают рекомендации: «вкладывайте ваши денежки в валютный рынок, в рынок металлов, золота, нефти и еще чего – то». Результат можно предсказать без вариантов – деньги раньше или немного позже переходят в карманы банкиров или биржевых брокеров, которые играя на здоровом желании наивных граждан приумножить свои сбережения, постепенно втягивают их в долговые отношения, которые всегда заканчиваются отъёмом у них денег.
Второй способ отъёма денег у честных граждан ещё банальнее. Вам предлагают вложить ваши деньги в «реальный» бизнес на условиях 50% на 50%, 70% на 30%, 10% на 90 %. При этом не говорят, что, оставляя за собой право решающего голоса, всю прибыль переводят в свои дочерние компании, вешая все долги на «вашу». И таким образом отнимают у вас ваши деньги.
Третий способ ещё незатейливее. Вы открываете свой бизнес на 100%, и принимаете решение о его расширении. Вам тут же предлагают «льготный» кредит в рамках программы поддержки малого предпринимательства. Вы пишете бизнес-план под диктовку банкира, не догадываясь о заложенных в нём минных полях для вас. Далее вы благополучно просрочиваете выплаты, на вас налагают громадные штрафы, а затем благополучно распродают ваше имущество и отбирают всю выручку и, как правило, вы ещё остаётесь должны.
Учитывая вышесказанное, мы можем сделать первый вывод – построение своего дела необходимо осуществлять без использования заёмных средств, даже если заём предложат без процентов.
Принимая во внимание текущую ситуацию на рынках, мы можем сделать второй вывод – построение своего дела необходимо осуществлять с учётом нисходящего тренда цен на продукт, который мы собираемся производить и реализовывать на рынке.
Где же брать недостающие для создания бизнеса средства? Как обеспечить стабильную реализацию своего продукта?
Ответы на эти вопросы необходимо искать в деловом плане, который вы составляете. К сожалению, все учебники по планированию всегда нас отправляют за недостающими средствами к инвесторам и, по умолчанию, не предлагают действенных мер по обеспечению гарантированных продаж. Вам предлагается проводить маркетинговые исследования (изучать рынок) и на базе этих исследований принимать решения (то есть тратить собственные деньги) на производство. При этом наши бизнес – тренеры нам часто втюхивают за большие деньги собственные маркетинговые исследования. Когда произведенный за ваши деньги продукт, предложенный ими, не продаётся, вся ответственность за это ложиться, естественно, только на вас.
Что же делать? Как успешно реализовать свою мечту?
Для этого составление делового плана необходимо начинать не с арифметических расчётов мифических потребностей рынка, количества долларов или рублей для производства, а с определения того, вы собираетесь производить необходимый для потребителя продукт или этот продукт относится к категории модные, но, в конечном счёте, «ненужные вещи».
В первом случае ваш бизнес будет долгоживущим, во втором вам придётся выработать в себе невероятную скорость принятия решений и свойство мгновенного преодоления страха перед неизвестностью, которая ожидает вас при этом.
Следующий шаг преодоление противоречия между «хочу» и «могу». Хочу иметь супермаркет, а собственных ресурсов хватает только на лоток на колхозном рынке.
Противоречие налицо. Как его преодолеть и, все-таки, получить супермаркет?
Для ответа на этот вопрос мы должны сосредоточиться на деньгах, то есть экономии и экономике, обмену и управлению временем.
Человек при рождении получает время. Затем он его может обменять, или передать, или использовать сам на себя. Меняет человек время на богатство. Передаёт другому человеку для любви. И оставляет себе для здоровья.
Жизнь человека делится на три части: себя обеспечить, создать семью и её почувствовать, и вовнутрь себя что-то сложить. Поэтому цель создания собственного дела всегда будет сводиться к решению этих трёх задач.
Начинать создавать собственное дело необходимо в момент обретения права принимать самостоятельные решения. Как правило, это происходит в момент выхода на работу. К этому моменту вы имеете профессию, которой вы обучались, и, как правило, ваше дело должно вытекать из ваших профессиональных навыков, которые вы получили в учебном заведении и непосредственно на рабочем месте. Создавать собственное дело в других областях необходимо с получения нового образования в вновь выбранной области знаний.
Итак, вы столкнулись в первой в своей жизни инвестицией, которую в ваше собственное дело вложили родители и/или государство. Если вы думаете, что её не нужно возвращать, вы заблуждаетесь. Родителям вы отдадите её позже, когда они состарятся, а государство потребует возврата немедленно и не деньгами, а временем вашей жизни, в виде отработки на обозначенном месте и обязательством по уплате НДФЛ всё время, пока вы работаете. Но данные обязательства не приводят к потере вами вашего бизнеса, так как осуществляются в первом случае после завершения производственного цикла и фиксации прибыли, а во втором случае только в процентах после фактического получения зарплаты (дохода).
Итак, выбор сделан, продукт определён, смета расходов на первоначальном этапе рассчитана, доходы от продаж спрогнозированы. При этом у вас должно возникнуть два вопроса: первый – кто будет собственно работать и второй –где взять деньги на покрытие затрат.
Ответы на эти вопросы необходимо искать единовременно. У каждого из вас есть круг знакомых, друзей, сокурсников, сотрудников. Оптимально найти единомышленников в среде близкой к вам профессионально. Но достаточно единомыслия в любой сфере жизни. Для старта необходимо, как правило, 5 – 7 человек единомышленников, которые прониклись вашей идеей и объединились вокруг достижения единой цели на периоде жизни вашего проекта.
Первый шаг – разработка делового плана. Каждый из этих людей должен принимать участие в разработке делового плана на основе собственных знаний и, в случае их недостаточности, воспользоваться литературой. Привлекать для разработки делового плана сторонних специалистов строго запрещено. Почему? Ответ прост. Ответственность у них не наступает никогда. Разговоры о договорных обязательствах невыполнимы, так как доказать вину вам не представится возможным.
Второй шаг – назначение управляющего вашим делом из состава участников, который проявляется на этапе разработки делового плана, как неформальный лидер. Как правило, таковым оказывается инициатор создания дела. Но возможны и другие варианты. В случае, когда такого не находится, приходится добавлять в расходную часть вашего делового плана дополнительные расходы на приглашение наёмного управляющего или на обучение этой профессии человека из вашей управленческой команды. Да вы являетесь управленческой командой вашего, теперь совместного, дела.
Третий шаг сбор денежных и иных необходимых ресурсов для создания вашего дела. Денежные средства в этом случае необходимы только на оплату труда персонала. Всё остальное, необходимое для вашего дела приобретать за деньги не желательно. Почему? Существует в рыночных отношениях понятие «риск». В нашем случае он возникает в случае наличия обязательств в одном виде материальных ценностей (деньги), а лицо, взявшее на себя эти обязательства, владеет в конечном итоге, другим видом материальных ценностей (домостроения, оборудование, прочее). При этом обмен на нужные для выполнения обязательств материальные ценности (деньги) либо невозможен на их необходимое количество, либо затруднён по любым причинам. Далее мы ищем ответ на вопрос, как приобрести (не купить) необходимые ресурсы? Он прост. Приобретая ресурсы необходимо их обменивать на то, чем вы владеете на момент обмена и не допускать обмена на обязательства, выполнение которых будет затруднено по причине отсутствия ресурсов нужного вида, а немедленный обмен на ресурсы нужного вида будет возможен только с потерями. Что это означает. Пример. Вы берёте здание (помещение) необходимое для вашего дела. Его нельзя обменивать на обязательство вернуть «борзыми щенками». Естественно, что оптимально обязательство, на которое мы обмениваем помещение, должно содержать в любой форме расчет помещением. То есть однородным предметом. Общеизвестно, что подобная хозяйственная операция называется аренда и/или лизинг. Аренда для недвижимости лизинг для оборудования.
Первоначальные расходы в денежных средствах необходимо собрать из взносов управленческой команды. Почему? Каждый из них участвует в разработке делового плана и тем самым берёт на себя ответственность за качество своей работы. Обеспечением этой ответственности и служат эти взносы. Обычное распределение ответственности таково: сорок процентов вносит управляющий, остаток распределяется между остальными участниками в равных долях. Размер суммы взносов рассчитывается в деловом плане исходя из расходов на оплату труда членов управленческой команды в организационный период, госрасходов на регистрационные сборы, командировочные расходы.
На остальные нужды средства генерируются в процессе работы управленческой команды с помощью рыночных инструментов, установленных законом, и отображаются в деловом плане.
Итак, ваше дело начало функционировать. Для того, чтобы оно процветало, необходимо обеспечить жёсткий контроль за исполнением делового плана, при этом не забывать чутко реагировать на внешние изменения. Реакция на них выражается в постоянной коррекции делового плана.
Вопрос в том, как и что, корректировать? Для правильной оценки и определения изменений необходимо узнать соответствующие секреты. Узнав их вы, несомненно, добьетесь успеха.
Для начала дадим определение понятию «успех» в бизнесе. Примем для себя, что успех – это степень приближения к намеченной цели, ради которой мы затевали создание и функционирование нашего бизнеса.
Общеприняты две степени, собственно успех и большой успех. Примем следующую градацию. В случае нулевого либо положительного (до 5 процентов годовых от общего вложения за весь период жизни проекта) финансового результата – это успех. В случае большего финансового результата – большой успех. И введём ещё две ступени успеха. И назовём их, например, социальный результат. То есть при нулевой прибыли получен социальный результат. И при положительной прибыли получен социальный результат – максимально возможный результат.
Первый секрет.
При разработке и реализации проекта необходимо всегда ориентироваться на максимально возможный результат. Тогда вероятность получения успеха максимальна.
Для того чтобы получить максимально возможный результат от вашего дела вы должны узнать второй секрет – секрет обмена.
СЕКРЕТ ОБМЕНА.
Секрет очень прост. Приобретай по минимальной цене всё необходимое для функционирования вашего дела надлежащего качества. Продавай по цене, которую готовы заплатить целевые группы потребителей.
Теперь нам осталось определить, когда и где приобретать, когда и где продавать.
Естественно, сейчас эти действия производятся на соответствующих Рынках в определённое время.
При выборе места приобретения мы учитываем оптимальные логистические решения. При этом место производства выбирается с учётом минимизации затрат за землепользование, энергоснабжения и трудовые ресурсы.
При выборе времени приобретения учитываем стоимость хранения ресурсов.
При выборе места продажи мы учитываем наличие выбранных целевых групп потребителей по численности, соответствующей минимальной логистически целесообразной партии продукции.
При выборе времени продажи мы учитываем момент максимальной потребности в нашей продукции в выбранном месте.
И третий секрет, который позволяет обезопасить ваш бизнес от риска затоваривания по причине проигрыша в борьбе с конкурентами, даже в случае недобросовестной конкуренции. На этом мы остановимся подробнее.
В современной реальности на каждого потребителя, именно не покупателя, а потребителя, так как покупатель, который приобретает товары с целью перепродажи, мы во внимание не принимаем, на Рынке присутствует более двух продавцов. (Во многих случаях на одном перекрёстке стоит более трёх булочных – Это образ).
Опытные продавцы предлагают решать эту задачу таким способом. Не продавай товар – продай себя. Единственно никто из них не делится своим секретом, как они это делают. Скорее всего, у каждого из них есть свой метод продаж. И в этом и состоит секрет. Перед тем как начинать тратить свои деньги на создание своего бизнеса необходимо создать свой метод продаж.
Следующий секрет (четвёртый) лежит на самой поверхности. Вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин) его раскрыл в своей работе «Как нам реорганизовать рабкрин (рабоче-крестьянская инспекция)». Это учёт и контроль. То есть на начальном этапе организации собственного дела необходимо организовать надлежащую систему учёта и контроля над движением материальных ценностей и денежных средств.
На этом секрете остановимся подробнее. Современная экономическая наука предлагает множество систем учёта и контроля. А именно, бесконечное количество разновидностей бухгалтерского и аналитического учёта, налоговый учёт, управленческий учёт и т.д. Контроль, как правило, возлагается на коллегиальные органы управления (комиссии, комитеты, советы и прочее). Они все хороши.
Но!!! У нас должен возникнуть вопрос. Почему 70 % бизнесов разрушаются в течение первого года жизни проекта, а остальные еле дотягивают до трёх лет? Ответ лежит так же на поверхности это – постепенное «исчезновение» денег из оборота. При этом уличить кого-то в хищении невозможно, так как его на самом деле нет.
Для того, чтобы деньги не исчезали сами по себе вы должны понять, выражаясь языком известного героя советского мультфильма «Винни пух» Винни пуха. Мёд (деньги) это такой предмет. Вот тут он есть, а там его уж нет. Деньги — это сверхтекучий материал. Он просачивается в такие микрощели, которые мы не обнаруживаем, зачастую, даже после их (денег) исчезновения. Теперь попробуем найти решение этой задачи, естественно до того пока мы не оказались у разбитого корыта.
Человечество справилось с утечкой сверхтекучих жидкостей (жидкий гелий) и, я думаю, что и мы с этим справимся по отношению к деньгам.
Для того, чтобы построить герметичный «денежный мешок», мы с вами выявим путём анализа процесса движения денежного потока на математической модели, все щели, куда утекают или могут утечь наши деньги. В экономической науке этот анализ называют расчётом рисков. Так как риски это и есть как раз те щели, куда утекают наши денежки.
Для получения достоверного результата расчёта необходимо развернуть математическую модель бизнеса по временной шкале. А для того, чтобы деньги сохранить, необходимо в расчётах учитывать вес потерь при наступлении страхового случая, со стоимостью сведения наступления этого страхового случая к нулю. И в случае, когда расходы на хеджирование превышают расходы от потерь, просто включить эти издержки на затраты. А главное не забыть включить в себестоимость продукта по проекту все расходы, в том числе и на хеджирование рисков.
И если доходы превысят расходы, посчитанные по вышеприведенной формуле, более чем на восемь процентов, можно принимать решение о реализации проекта.
Естественно не все риски будут реализованы. И запланированные на них расходы в некоторых случаях не будут понесены. К сожалению, предприниматели в таких случаях расходуют сэкономленные средства на премирование сотрудников и акционеров и таким образом снова запускают программу на уничтожение своего дела. Естественен вопрос. Почему?
Ответ прост. Конкуренты не дремлют. Они постоянно вкладывают деньги в инновации. Снижают себестоимость продукта. И, естественно, вытесняют вас с рынка. А спрашивается, а как же мы. Мы же тоже не пальцем деланные. Мы тоже умные и выделяем деньги на развитие. Но вот не задача. В этом году страховой случай не наступил, но он наступил в следующем. И мы вынуждены все денежки, выделенные на развитие, пустить на оплату рисков.
Поэтому все так называемые «сэкономленные денежные средства» необходимо тратить …. Правильно – на пополнение резервного фонда. В вот средства, накопляемые в этом фонде (точнее часть) расходуется на оплату страховых случаев, часть на инновации внутри своего предприятия, а часть на пассивные инвестиции во внешней среде. Таким образом, мы с вами пошьём тот самый герметичный денежный мешок (детально на формировании инвестиционной политики мы остановимся позже). В таком формате учёт существенно упрощается, а контроль становится прозрачным и понятным.
Предупреждение (повторное): Никогда не используйте кредитные, полученные под процент, средства как источник финансирования хозяйственной деятельности вашего бизнеса!!! Позаботьтесь изначально, чтобы у вас хватало собственных оборотных средств или, пополняйте их только за счёт продажи корпоративных прав своего бизнеса.
Итак, мы узнали, в основном, всё необходимое для того, чтобы реализовать свою мечту, стать финансово независимым от родственников, работодателей, государства гражданином (кой) вы состоите, путём создания собственного бизнеса. При этом мы помним, что это означает взять всю полноту ответственности за жизнь, благополучие и счастье своё и близких людей на себя.
Как правило, мы желаем, чтобы бизнес был стабильным и долгоживущим. Поэтому мы выбираем продукт для производства, который должен удовлетворять потребности человека или предприятия. Принимая во внимание необходимость наличия новизны продукта, постоянного роста цен на него в условиях стагнации рынка, возьмём для нашего бизнеса продукт – электроэнергию. При этом производить её будем на совершенно инновационном оборудовании – солнечных электростанциях.
С первого взгляда кажется, что это абсолютная утопия. Где я в своей (n) – комнатной квартире и где электростанция? Но если мы внимательно изучим современные возможности, то обнаружим, что это недавно уже стало реальностью.
Итак, оценим текущую ситуацию. Например, мне 35 лет, закончил электротехнический факультет Политехнического института. Женат, имею двоих детей: девочку 10 - и лет и мальчика 7 – ми лет. Живу в двухкомнатной квартире, купленной родителями. Есть автомобиль (бюджетный). Работаю в строительной фирме электриком. Ежемесячный доход 500 у.е. Испытываю дефицит бюджета 1000 у.е. в месяц на исполнение желаний моих и моей семьи (все мои сокурсники и друзья могут, а я не могу). Карьерный рост не предвидится, естественно и доходы также расти не будут.
Натыкаюсь в интернете на рекламу. Готовый бизнес. 600 евро в месяц чистого доходу. Суть бизнеса продажа электроэнергии, произведенной солнечной электростанцией, по «зелёному тарифу». Это не плохо. Правда, недостаточно для исполнения всех желаний. Но, если мы решаем задачу более чем на половину (надо 1000 у.е. имеем 600 у.е.) то есть смысл заняться этой темой. Всегда можно достаточно быстро развить начатый бизнес достаточно быстро и достичь необходимого уровня доходности.
Дальше смотрим на необходимые и достаточные условия для реализации проекта.
1.1. Наличие частного домостроения или земельного участка в собственности или распоряжении.
1.2. Наличие договора поставки электроэнергии с местным филиалом лицензированного НКРЕ поставщика электроэнергии.
1.3. Наличие собственного потребления электроэнергии соизмеримое с объёмом генерации.
1.4. Наличие в собственности солнечной сетевой электростанции.
Ищем ответ на первый вопрос. Где взять домостроение? С решением первого вопроса решаются два последующих.
Самое простое решение, когда ваши родители (или другие достаточно близкие родственники, друзья или знакомые) проживают в частном домостроении. Второе Приобретение собственного частного дома (в крайнем случае, долгосрочная аренда по нотариально зарегистрированному долгосрочному договору аренды).
Ответ на четвёртый вопрос сейчас лежит на поверхности. Это льготное кредитование строительства солнечных электростанций под залог построенного объекта. То есть в случае невозможности погашения кредита он закрывается передачей залога. Итого максимальные потери – первый взнос (15-30% от суммы проекта). При анализе ситуации в этом случае можно заключить, что вероятность потери близка к нулю. Но она всё-таки есть. И что нам делать? Мы настроены на стабильную долгосрочную работу. Поэтому нужно найти путь, который бы полностью хеджировал любые риски потерь.
После короткого (или не очень) мозгового штурма я вспоминаю, что я хороший электромонтажник, и могу сам собрать и наладить такую электростанцию. И для себя, и для других. Затратив немного времени, я нашёл фирму, в которую устроился электромонтажником по сборке солнечных электростанций. Работа сдельная 200 у.е. за месяц. Работа в выходные дни от основного места работы. Самое главное, что эта работа позволила мне детально освоить продукт, как солнечную электростанцию, так и технологию производства электроэнергии на ней. Кроме того, я ознакомился в реалии с рынком поставки комплектации по дилерским ценам (самым низким) и узнал условия, на которых можно её приобрести.
Итак, вся информация получена, необходимый опыт, и известность на рынке приобретён. Можно начинать составлять ТЭО и бизнес-план. Принимаем во внимание, что ТЭО мы составляем бюджетное, то есть с минимальными первоначальными затратами.
Необходимо принятие решения о том, с чего начнём наше дело: первое, с организации бригады по строительству СЭС (солнечных электростанций), строительства первой станции для себя, с последующим использованием её для рекламы. Или второе, с выполнения заказов клиентов и использовать другие виды рекламы. Принимаем за основной критерий – достаточность собственных ресурсов управленческой команды для старта без привлечения заёмных средств.
Необходимые ресурсы для старта по первому варианту:
1. Собираем бригаду электромонтажников со своим инструментом;
2. Дом берём в долгосрочную аренду (10 лет). Арендная плата –до 1 000 грн. в месяц;
3. Строим станцию мощностью 5 кВт (это минимальная мощность). Стоимость с учётом покупки комплектации по дилерским ценам и зачитывания стоимости работ в уставный фонд компании составит 104 тысячи гривен;
4. Организационные расходы, и оплата государственных услуг – до 15 000 гривен.
Итого затраты составят – 125 000 гривен (примерно 5 000$).
Необходимые ресурсы для старта по второму варианту:
1. Собираем бригаду электромонтажников со своим инструментом;
2. Регистрируем юридическое лицо. Расходы на организационный период составят (регистрационные расходы с минимальным уставным фондом – 4 000 гривен, начисления на зарплату директора (три месяца) – 4 000 гривен, аренда офиса (три месяца) – 10 000 гривен, реклама в интернете (три месяца) – 900 гривен) – итого 18 900 гривен.
3. Резервный фонд – 40 000 гривен.
Итого затраты составят – 40 000+18900=58 900 гривен (примерно 2 200$).
Затраты отличаются примерно вдвое. Но при принятии решения нужно учесть, что в первом случае уже через месяц мы получаем выручку от продажи 620 кВт в месяц по 5,4 гривны, что составляет 3 348 гривен в месяц или 20 088 гривен за 6 месяцев.
Принимаем период старта 6 месяцев, за которые мы экономим в первом варианте на аренде офиса – 20 000 гривен.
Итого в горизонте 6 месяцев:
1. По первому варианту мы получаем кеш-фло (20 000+20 088–125 000) = –79 912 гривен;
2. По второму варианту мы получаем кеш-фло (18 900*2=37 800+40 000)= –77 800 гривен.
СУММЫ ВЫРАВНИВАЮТСЯ.
Мы видим, что критерий «объём затрат» не позволяет принять однозначное решение. Правда, если мы примем горизонт старта в один год (принимаем, что объём продаж строительно-монтажных работ одинаков в обоих случаях), мы получим следующий результат: первый случай – 125 000–80 000=40 000 гривен, второй случай – 18 900*4+40 000=115 600 гривен. Здесь мы наблюдаем скрытую от нас выручкой от продажи строительно-монтажных работ закономерность, что в отсутствие дополнительного источника поступлений, при значительном снижении рынка по нашему продукту вероятность нашего финансового краха всегда отлична от нуля, и мы вынуждены постоянно расходовать часть (а иногда и всю) прибыли на хеджирование этого риска потерь.
Этот критерий, таким образом, склоняет часу весов на первый случай.
Сумму в 5 000 $ мы будем собирать два с половиной года, исходя из нашего дохода в 500$ в месяц, которую мы для этих целей делим на три части и одну треть откладываем на эти цели.
То есть наш бизнес-план приобретает такой вид.
1. Я принимаю решение создать своё дело в сфере альтернативной энергетики (солнечные электростанции, ветрогенераторы, тепловые насосы).
2. Для реализации его я трудоустраиваюсь в компанию с этим профилем на должность электромонтажника, по совместительству, со сдельной оплатой труда на два с половиной года.
3. Регистрирую своё предприятие и действую по первому случаю, рассмотренному выше.
Пятый секрет состоит в выборе технологии отбора и подбора персонала.
Как мы все знаем, со слов вождя – Сталина Иосифа Виссарионовича – кадры решают всё. Мы с вами будем учиться делать деньги на не стандартных подходах к управлению персоналом. И так.
Люди (персонал) – это главный капитал бизнеса, который необходимо сохранять, приумножать и инвестировать в достижение успеха, который, естественно требует управления, как и любой другой капитал. Естественно, со своей спецификой в способах накопления, сохранения, приумножения.
Рассмотрим суть элементов человеческого капитала. Человек – существо, способное разумно мотивировать свои поступки и решения относительно окружающего мира. Человек состоит из двух субстанций. Субстанции разума и субстанции тела, или материи. Субстанция тела вступает в обычные обменные процессы, подбирает себе еду, одежду, предметы, пользуется водой, воздухом, огнём, питательными элементами. Субстанция разума работает в режиме описания, чаще всего через материал, полученный глазами, описывает, что произошло с телом, где оно, оказалось, описывает блок требований к окружающему миру. Сделай для меня теплее, приготовь мне еду вкуснее, обеспечьте мне ночлег надёжнее. Люди вступают в отношения между собой и, конечно, им надо иметь какой-то набор качеств, которые будут приятны или данному конкретному человеку, или всем окружающим людям. Каждый человек где-то умеет себя сдерживать, где-то терпеть, где-то выказывать сострадание, где-то лавировать, и где-то может быть более гибким. Эти качества материала и нужно научиться использовать при накоплении и управлении человеческим капиталом.
К примеру, очень часто мы слышим: «Обращайтесь со мной по-человечески». Это означает: будьте ко мне снисходительны, заботливы, внимательны. Простите меня заведомо. И тогда мы говорим: «Я себя дарю тебе». Или «Ничего личного, только бизнес». И тогда мы говорим: «Я покупаю твоё время».
Для успеха в деле управления человеческим капиталом необходимо научиться пропорционально (и строго индивидуально эти пропорции определить для каждого человека) обращаться с людьми по-человечески или по-планетарному, то есть с присутствием обмена. Чисто человеческих контактов не бывает много. Их и не должно быть много, потому что граница конечна и количество тех, кто примкнёт к вашей границе, кто войдёт в ваши открытые двери, если вы внимательны и обязаны отслеживать данную границу, – ровно на зону вашего внимания: сколько вы способны отследить и оценить, ровно столько и подойдёт к вашей границе. Стратегия поведения на рынке труда «ловца душ», для предприятия подчиняется этим принципам.
В этом главный секрет, которым описывается технология деланья денег на управлении персоналом. Так как поведение по-человечески предусматривает получение даров от человека, которого вы наняли на работу, в отличие от планетария, которому нужно за его труд давать что-то взамен. При этом, когда вы не доплачиваете планетарию, чтобы заработать, возникает конфликт, который не способствует росту производства. А человек вам отдаст свой труд абсолютно безвозмездно, и при этом сделает это бесконфликтно и с радостью, и ещё будет благодарен за то, что вы приняли его труд. В этом человек усматривает наивысшее проявление своей свободы выбора и свободы волеизъявления. Но эта граница очень тонкая. Надо постоянно отслеживать переходы людей от человека до планетария, так как это происходит, как правило, неожиданно, и потребует от вас действовать со всей возможной осторожностью, чтобы не спровоцировать широкомасштабного взрыва. В некоторых случаях, при наличии определённых навыков, можно не только отслеживать переходы от человека к планетарию и обратно, но и инициировать их.
Свобода во времени является самой уникальной из всех имеющихся задекларированных свобод. Все проблемы рождаются изнутри человека, выплёскиваются наружу, фиксируются и решаются с помощью знания.