Постоянное общение в Сети стало новой реальностью для студентов и преподавателей. В интернете действуют свои правила поведения, которые называются сетикетом. Об их основных принципах рассказала преподаватель кафедры «Русский язык и литература» Института медиа и социально-гуманитарных наук Южно-Уральского государственного университета Алена Тезина.
Что такое сетикет?
– Сетикет — сетевой этикет. Это русский вариант нетикета (net — сеть, etiquette — этикет), появившегося на западе еще в 80-х годах. Это правила поведения и общения в сети, которых придерживается большинство пользователей.
Чем сетикет отличается от этикета?
– Правила этикета при устном и письменном общении очень похожи, поэтому деловая переписка в сети мало отличается от делового общения тет-а-тет. Однако к содержанию и оформлению письма предъявляются определённые требования, так как в письменном общении исчезает важная его составляющая — визуальный контакт с собеседником. Именно поэтому вы теряете возможность оценивать невербальное поведение собеседника и корректировать коммуникативную стратегию. Каждое письмо — это ваше лицо. Необходимо гораздо внимательнее относиться к формулировкам, содержанию и оформлению. Если вы щепетильно относитесь к деловой переписке, то собеседник всегда будет рад письму от вас.
По правилам сетикета к деловому письму предъявляются строгие требования. А есть ли требования к ответу на такое письмо?
– Главное требование — вы должны отреагировать на письмо в течение 24 часов. Конечно, не всегда возможно дать готовый ответ в этот промежуток времени, в таком случае следует коротким сообщением обозначить сроки полноценного ответа на деловое письмо. Игнорирование писем не соответствует правилам сетикета.
Если ответа все-таки нет, когда можно отправлять повторное письмо?
– Забрасывать собеседника письмами не нужно, поскольку это будет воспринято как навязчивость, вызовет ненужные отрицательные эмоции. Если ответа нет, уместно подождать два дня, а на третий позвонить и уточнить, получено ли письмо и когда будет дан ответ.
Кто должен завершать деловую переписку?
– Здесь всё просто. Действует то же правило, что и в деловом телефонном разговоре: общение прекращает тот, кто был инициатором переписки, то есть начал её. В последнем письме правильно будет поблагодарить партнёра за уделенное время и попрощаться. Важно помнить, что в течение дня мы здороваемся и прощаемся один раз, поэтому не нужно начинать каждое письмо с приветствия, если вы переписываетесь в течение одного дня.
Какой совет вы можете дать участникам деловой переписки?
– Важно помнить, что ваш собеседник — такой же человек, как и вы, поэтому к нему нужно относиться уважительно и корректно. В деловой переписке важно соблюдать все нормы речевого этикета, которых вы придерживались бы при личном общении. Мы с большим удовольствием общаемся с вежливыми, позитивными, творческими, но при этом серьёзными людьми. Станьте таким человеком для вашего делового партнёра по переписке. Тогда успех вам гарантирован.