Феминистки возрадуйтесь! Первая женщина правитель на русской земле и единственная великая княгиня 15 лет державшая в хрупкой женской руке Древнюю Русь! Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви. Святая, которая вошла в историю как женщина четыре (!) раза отомстившая убийцам мужа.
Княгиня Ольга.
Судя по дошедшим до нас сведениям (а основная их часть содержится все в той же «Повести временных лет») дама эта была выдающаяся! Подхватить и удержать в своих руках, выпавшую из рук мужа власть, в средневековом мужском мире - это дорогого стоит. В конкурсе на звание самой железной леди Ольга явно была бы в лидерах. И уж точно уверенно обошла бы Маргарет Тэтчер. Это вам не толерантный и демократичный ХХ век. Княгиня Ольга жила в мире, где все основывалось на праве сильного. Власть брали силой и лишались ее ослабнув.
Описаний княгини как водиться не сохранилось. Так что каждый волен представлять себе женщину, подмявшую под свой каблук средневековое государство, по- своему. Мне, например, близко представление Владимира Швачко:
Но есть, конечно, и другие версии:
Первые упоминания об Ольге «Повестью временных лет» относятся к 903 году «Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзѣ и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова, именемь Ольгу».
Далее довольно долго в жизни Ольги не происходит ничего достойного летописей. Ее звездный час пробьет в 945 году, когда от рук древлян погибнет ее муж князь Игорь. Игоря, конечно же, погубила жадность. Два раза подряд требовать дань - это слишком даже для тех суровых времен! Но Ольга, в эти подробности, судя по всему, не вдавалась. Злые древляне убили ее мужа, и она отомстила! Дело в том, что после убийства Игоря древляне решили развить успех и прибрать к рукам Киев. Но не силой, а миром. И послали к Ольге сватов. Как гласит летопись:
«Сказали же древляне: „Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, ……. И сказала им Ольга: „Так говорите же, зачем пришли сюда?». Ответили же древляне: „Послала нас Деревская земля с такими словами: „Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за князя нашего за Мала».
А вот дальше просто жесть! Ольга (намекая на положительный ответ) назначает послам встречу на следующий день, а сама приказывает вырыть на теремном дворе яму. Дорогих гостей приносят к терему прямо на ладье. Вместе с ладьей сбрасывают в яму и засыпают живьем.
Далее Ольга попросит для уважения («иначе не пустят меня киевские люди») прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Новых послов сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
На этом княгиня не останавливается и под предлогом тризны по мужу (и, скрывая участь присланных сватов) с дружиной отправляется в земли древлян. Напоив приглашенных древлян, Ольга устраивает бойню, приказав дружине перебить пьяных – «и исъсѣкоша ихъ 5000». Ну, про 5000 летописец, скорее всего, приврал, но все равно подход впечатляет.
На следующий год (946) Ольга собирает войска и организует уже нормальный военный поход на древлян. В поход она берет и малолетнего сына Святослава (все-таки князь!). Вообще удивительно как дружина пошла за женщиной. Ведь в летописи упоминается и кормилец Святослава Асмуд и воевода Свенельд. Наверняка дядьки серьезные и вполне могли стать регентами при малолетнем князе (как например, в свое время Вещий Олег). Но видимо Ольга была из тех что «и коня на скаку…. и в горящую избу….» и самой крепкой рукой в княжестве оказалась именно ее рука.
Потерявшие во время сватовства и поминок по Игорю своих лучших людей древляне, судя по всему, не смогли оказать достойного сопротивления, и были разбиты. А Ольга после долгой осады сожгла и разрушила Искоростень – столицу древлян. Согласно летописи после безуспешной осады в течение лета Ольга предложила обороняющимся мир и в качестве дани — птиц, которые проживали под крышами домов. Княгиня велела своим дружинникам отпустить птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Вернувшись в свои гнезда, воробьи и голуби подожгли город. Искоростень пал.
Версия взятия города красивая, но схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном и фольклорном сказании о Гутрум, который якобы таким способом взял Сайренсестер в Уэссексе. Кто у кого срисовал красивую легенду – Нестор у Саксона или наоборот неясно. Скорее всего, город был взят с помощью птиц, а с помощью хитрости и обмана, которые Ольга успешно использовала и до этого. Кстати применение таких методов по отношению к врагам не считалось в те времена чем-то зазорным и использовалось повсеместно. Собственно Олег Вещий (есть версии, что он был отцом Ольги) именно таким способом, как отмечалось в одной из предыдущих статей, прибрал к рукам Киев.
В итоге Ольга возложила на древлян дань «тяжкую» и вернулась в Киев. Древляне, судя по всему, после такого больше беспокойства киевским князьям не доставляли и сидели тихо.
Следующим знаковым событием в жизни Ольги становиться крещение. Ольга отправляется в Константинополь с крупной дипломатической миссией. Судя по всему это путешествие было одновременно и религиозным паломничеством, и дипломатической миссией, и демонстрацией военного могущества Руси. Дата и обстоятельства крещения спорные. Согласно «Повести временных лет» это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом.
«И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».
Летопись украшает обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу в жены, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой. По сути, все это переложение библейской истории (прием очень популярный в средневековой литературе) о визите царицы Савской к Соломону и наполнен богатым библейским символизмом, то есть не более чем легенда. Византийские источники так же упоминают о посещении Константинополя Ольгой, но датировки не совпадают с «Повестью временных лет». Согласно большинству источников, княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957, и крестили её, вероятно, Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это решение как спонтанное. Как то не сочетается образ княгини со спонтанными решениями. Смена религии первым лицом государства была сильнейшим пропагандистским фактором — Ольга исполняла обязанности регента при своём ещё не достигшем совершеннолетия сыне Святославе, и её крещение подталкивало подданных к повторению поведения лидера. Видимо княгиня пыталась продвигать христианство в массы, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать в помощь епископа. Насколько известно данное мероприятие успехом не увенчалось. Не удалось Ольге крестить и своего сына Святослава - «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться».
Подробно описывая покорение древлян и крещение, летописец мимоходом упоминает о важнейших, по сути, действиях Ольги – изменении порядка взимания податей. Фактически уже с 945 года Ольга проводит в княжестве административную и налоговую реформы. Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы.
Княгиня Ольга оставалась фактическим правителем вплоть до самой своей смерти, так как её сын, возмужав, большую часть времени проводил в военных походах и не уделял внимания управлению государством. Ольга впервые на Руси стала заниматься политикой в полном смысле этого слова. Не просто силой собирать дань и заключать мирные договоры по результатам грабительских набегов, а продуманно развивать и укреплять внешние связи, создавать систему администрирования и налогообложения.
Ольга была похоронена в земле (в 969 году) по христианскому обряду. Её внук князь Владимир I Святославич перенёс мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Скорее всего, в княжение Ярополка (972—978 годы) княгиня Ольга начала почитаться как святая. В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только пять святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).
Первая правительница Руси заслужено представлена на Аллее правителей России, на третьем месте, формально принадлежащем ее неудачливому мужу.
Ну а далее о Святославе…