Ведьмами на Руси обычно считали одиноких старух. Людям казалась странной длительная продолжительность жизни и соответственно житейская мудрость этих женщин. Реже ведьмами считали молодых замужних женщин или вдов, но практически никогда - юных девушек. И в отличии от европейской инквизиции для славян цвет волос, худоба, и уж тем более красота женщин не являлись критериями для выявления злых чаровниц.
Ведьмачество, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. По церковному уставу князя Владимира Святославовича чародеев полагалось сжигать. Но такая мера применялась нечасто.
- Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае.
- В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников».
- В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.
- В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.
- В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.
- В 1667 году на Полтавщине сожгли «шесть баб-ведьм».
Очень часто ни церковного, ни светского суда над обвиняемыми не проводили, а вершили самосуд!
- Например, в 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву.
- В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли.
- В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, обвинив её в порче на урожай.
- В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве.
Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд.
В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.
Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи.
В сущности, "охота на ведьм" в России не достигла такого размаха, как в Европе, поскольку само средневековое русское общество отвергало насилие, а постулаты православной церкви не были кровожадными.