Осуждение — великое зло, осуждающие вызывают суд Божий; и Господь попускает таким людям впадать в те же грехи; причина осуждения от невнимательной жизни; загляни-ка хорошенько в свое сердце, сколько там найдется разной гнили.
Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего. Господь и твои грехи покроет».
Полезнее всего видеть всех хорошими, а себя хуже всех; будешь только за собой следить, тогда именно увидишь себя хуже всех.
Старайся ни на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависят жизнь и смерть.
Чтобы вражды не было ни с кем, иначе молитва не будет угодна Богу, даже послужит во грех. Как же будет у Бога прощение нашим грехам, когда сами не прощаем?
Мы должны прощать
Мы должны прощать тех, кто нас обидел, зная, что воздаяние за прощение обид превосходит воздаяние за всякую иную добродетель. А если мы не можем этого делать по своей греховности, то должны при бдении и в страдании молить Бога, чтобы Он умилосердился над нами и подал нам всякую силу. При этом во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно намерение, чтобы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть; радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему против нас и получить (таким образом) прощение собственных грехов. Ибо в этом заключается истинное Боговедение, которое необъятнее всякого ведения и с помощью которого мы можем умолять Бога и быть услышаны.
Не возносись над ближним
Никогда не считайте себя лучше других. Преподобный Антоний Великий писал, что нет нечестия, которое было бы выше того нечестия, когда человек наносит скорбь ближнему и возносится над ближним. Если брат придет к тебе и откроет тебе свои помышления, то остерегись, не перескажи кому-либо, но помолись за брата и за себя, чтобы вы оба освободились от влияния греховного.
Наше ли дело судить живых и мертвых
Многие, узнав, что кто-либо умер, не успев перед смертью исповедаться и причаститься, начинают осуждать умершего и говорить: «Жил грешно, умер без покаяния и причастия, худо будет ему на том свете!» Говоря так, вы поступаете нехорошо: во-первых, потому что судить — живых ли, мертвых ли — не наше дело, а дело Божие, а во-вторых, потому, что в суждении о загробной жизни умерших без напутствия они могут жестоко ошибиться.
У одной молодой женщины умер муж, не успевший перед смертью ни исповедаться, ни причаститься. Жена была от этого сначала в полном отчаянии, а потом, когда несколько пришла в себя, отправилась поведать скорбь свою преподобному Серафиму. Старец сказал ей: «Не сокрушайся об этом, радость моя, не думай, что из-за этого одного погибнет душа его. Бог только может судить, кого чем наградить или наказать. Бывает иногда так: здесь на земле приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными; другой же хочет причаститься, но почему-нибудь не исполнится его желание, совершенно от него независимо; такой невидимым образом сподобляется причастия через Ангела Божия».
Другой случай. В городе Солуни был женский монастырь. Одна из инокинь его, выйдя некогда из обители, по действу диавольскому впала в смертный грех и затем в монастырь уже не возвращалась, а осталась в миру и несколько лет вела греховную жизнь. Наконец пришла в себя, пожелала обратиться к Богу, внутренне раскаялась и пошла снова в монастырь, в котором прежде жила, чтобы благочестивой жизнью загладить прежние грехи. Но случилось так, что как только она подошла к воротам монастырским, то внезапно упала около них и умерла. После ее смерти один епископ имел следующее видение. Видел он Ангелов, которые приняли душу умершей. Далее следовали бесы, спорившие с Ангелами за душу новопреставленной. Ангелы говорили: «Она долго жила в монастыре и работала Богу много лет, следовательно, она наша», а бесы говорили, что она и в последний раз шла в монастырь с леностью, следовательно, принадлежит им. Ангелы на это сказали им: «Бог видел ее помышления, ее внутреннее раскаяние и то, что она шла в монастырь, чтобы начать новую жизнь, и потому принял ее покаяние, а что она умерла скоропостижно, это не наше дело, а Божие».