Найти тему
Великая Отечественная

Первый сбитый Кожедуба.

Из воспоминаний Кожедуба И.Н.

Нам сообщили, что обстановка накалилась до предела. Враг накопил большие силы, способен в любую минуту перейти в наступление. Утром 5 июля постучали: "Тревога!". Все одеваемся и бежим на аэродром. Построились. Командир сказал: "Противник перешел в наступление на Белгородско-Курском направлении". Все началось. Первый день полк находился на дежурстве, но по какой-то причине не вылетели.

В воздухе разворачивались жестокие бои. Обстановка постоянно менялась. С утра мы все опять сидели в кабинах самолетов, все готовы к незамедлительному взлету. Вверх взвились три ракеты-сигнал для нашей эскадрильи.

В воздухе все занимают боевой порядок. Всех ведет Семенов. Один гул в наушниках. Все набираем высоту. Появляется вдали линия фронта, один сплошной пожар. Пылают населенные пункты. Пылает наша техника и гитлеровская. Район нами изучен досконально. Навсегда запомнил эти места, где летчики нашего полка приняли первый воздушный бой.

Мы подошли к линии фронта. Внизу море огня и дыма. Дым поднимается на высоту, в кабине гарь чувствуется. Впереди идет ожесточенный воздушный бой. Периодически падают самолеты. С земли раздается голос генерала Подгорного: "Подходит группа бомбардировщиков. Увеличьте скорость, надо встретить до линии фронта!". На подхвате звучит голос Семенова:"Впереди пикировщики. Атакуем!".

Junkers ju 87
Junkers ju 87

Ниже нас к фронту выдвигаются "Юнкерсы-87" прикрытые истребителями. Самое главное перехватить группу до линии фронта. Все увеличивают скорость, атакуем группу. Наперерез устремляются истребители прикрытия, но наш прорыв не остановить. Они пытаются атаковать командира и натыкаются на заградительный огонь, отворачивают.

Комэск сближается с бомбардировщиками, стрелки открывают огонь. К нам тянутся их трассы. Больше всего трасс направлено на самолет комэска. Семенов ведет самолет вниз. Сразу сердце замирает: сбит! Он стремительно набирает высоту и снизу заходит на бомбардировщик. Стреляет практически в упор. Гитлеровский самолет падает. Вся группа бомбардировщиков заметалась.

Немецкие истребители усиливают свои атаки. Очередную атаку отбиваю, ведомый прикрывает надежно. Основная задача уничтожить пикировщики. Делаю попытку атаковать бомбардировщик, зайти в хвост. Немец маневрирует и пропадает с прицела. Не успеваю открыть огонь.

Периодически нас атакуют "мессеры". Все время приходиться с ними вступать в бой, помогать друг другу. Успеваем увертываться, все решают секунды. Мелькают силуэты самолетов, бомбардировщики не хотят уходить. Они организовали оборонительный круг и защищаются. Зайти к ним в хвост практически не возможно.

Прошло несколько минут, надо сбить несколько бомбардировщиков. Только после этого гитлеровцы дрогнут. Стараюсь действовать точно, опять иду в атаку.  Захожу пикировщику в хвост, приближаюсь. Уже поймал в прицел, дистанция хорошая. Жму на гашетки. Пушки сработали, а "юнкерс" не желает гореть. Повторно открываю огонь! Гитлеровский бомбардировщик начинает уходить маневрированием.

Обо всем происходящем кругом забываю, вижу только один "юнкерс". Продолжаю вести огонь... Мысленно решаю: "Если не собью, надо таранить!". Раздается голос моего побратима: "Батя! Бей! Прикрываю!". Вплотную приближаюсь к бомбардировщику, он по прежнему маневрирует. Теперь никуда не уйдешь! Следует длинная очередь. Бомбардировщик вспыхнул и падает.

Сразу взмываю в сторону вверх на примере командира. Не выдержал и по радио выкрикнул: "Вася! Кокнул!". Посмотрел по сторонам и вздрогнул. От меня отваливал "Мессершмитт-109"... За ним погнался мой побратим Мухин. Мне угрожала смертельная опасность, во время атаки не смотрел на свой хвост. Мухин был начеку и немца отогнал!

Мой ведомый уже тут и занимает свое место. Бой не останавливается. Падает еще один бомбардировщик, потом "мессер". Их сбили наши пилоты. Строй немецкий распался. Гитлеровцы беспорядочно сбрасывают свой груз на голову своих войск и покидают передовую.

Раздается голос Семенова: "Сбор! Сбор!". Замечаю в это мгновение другую группу, приближается более трех десятков бомбардировщиков. Летят вызывающе, без прикрытия. Немцы думают, что господство в воздухе уже завоевано. Передал Семенову: "Свежая группа приближается!". Но в шуме боя звучит одна команда: "Сбор!".

Решаю, пока все собираются, успею напасть на группу. Командую Мухину: "Атакуем!". Сближаемся с бомбардировщиками. Они начинают перестроение. Стрелки начинают нас обстреливать. Командую: "Вася, прикрой!". Сближаюсь и пристраиваюсь к бомбардировщику. Сел немцу на хвост. Враг появляется в прицеле, отчетливо наблюдаю кресты, сейчас в упор его расстреляю...

Нажимаю. Но все пушки молчат. Произвожу перезарядку и нажимаю. Молчат... Ясно, что все боеприпасы уже израсходованы. Даже не заметил как израсходовал. Впереди хвост немецкого самолета, можно его отрубить. Но немец резко уходит в сторону, уходит вглубь строя бомбардировщиков. Он чуть не сталкивается с другим бомбардировщиком.

Топливо у нас заканчивается, наших не видно. Передаю Мухину: "Атакуй! У меня пушки без боеприпасов"-"Топлива мало. Смотри, домой дойти не хватит!". Надо немедленно идти на посадку. Но бомбардировщики рядом, надо им помешать. Мухину передал: "Минуту еще!". Гоняемся за немцами, выныриваем то здесь, то там... Гитлеровцы подумали, что нас много. Дрогнули и повернули назад.

Нашего горючего хватило зарулить на стоянку. Быстро покидаю кабину, обнимаю напарника. Все остальные нас окружили и спрашивают, куда мы пропали. Усталости не было, но пить хотелось нестерпимо.

Начинаю докладывать командиру: "Товарищ командир, мл. лейтенант Кожедуб....". Комэск мой доклад прерывает: "Почему от группы оторвался?! Почему приказ не выполнил!". Пытаюсь, что-то объяснить, но он снова перебивает: "Молчать! Слушать старших! Докладывай!".

Заикаясь начинаю все рассказывать, все докладываю коротко. Семенов начинает закипать: "За сбитым гоняешься! Надо в данных условиях быть сдержанным, а то мгновенно собьют. Дерзости у тебя через край-это неплохо, но в бою отрываться от группы и действовать не продуманно". Стою и растерянно смотрю на командира. Он помолчал, потом дружески улыбнулся и пожал руку: "Поздравляю с первым сбитым!".

-3

ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:

КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ПАМЯТНИК КОНЕВУ?
РАЗНЫЕ ЛЮДИ ПОПАДАЛИ В ОТДЕЛЬНЫЕ ШТРАФНЫЕ РОТЫ
ИСПАНИЯ ВОЕВАЛА ПРОТИВ СССР

Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.
-4