Добрейшего всем дня! Продолжаю рассказывать и показывать места, в которых я жила. Часть первая - вот здесь.
Итак, что же послужило причиной кардинальных перемен... Одну я уже упомянула в первой части. После развода родители продолжали жить в одной квартире, соревнуясь, кто кому больше выпьет крови и сделает гадостей, и это существование для всех, и для них в том числе, было невыносимым. Отец стоял в очереди на отдельную квартиру, но когда бы ему ее дали - это оставалось тайной.
И тут - 1986 год. Чернобыль. Об аварии мы узнали только 3 мая, хотя произошла она 26 апреля. Мы не попали в зону отчуждения, но имели все шансы стать зоной отселения, поскольку был приказ собирать самые необходимые вещи и документы. Посидели пару недель на чемоданах, да и разложили их обратно. А всю неделю до этого приказа я резвилась на речке, благо погода была изумительно теплая, и никто понятия не имел о той опасности, которая уже нависла над нашим городом. В воде радиация цепляется еще сильнее, но об этом я узнала через пару месяцев, когда количество и размер синяков на теле достиг размеров почти всего тела, и начались кровотечения из малейших ссадин и даже прыщиков, которые вообще невозможно было остановить. Анализ крови показал тромбоцитопению лютой степени. Положили на месяц в областную гематологию, залили нереальное количество чужой крови. Стало лучше, но ненамного и ненадолго. Мать поставили перед фактом, что если не увезет меня из грязного региона, то очень быстро повезет на кладбище. А ей и самой уехать было бы выгодно, чтоб наконец перестать жить в одной квартире с ненавистным экс-супругом и его семьей.
Ну и начала она просматривать газеты в поисках объявлений на обмен. И тут случилось точно по пословице "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Нашлась семья на крайнем севере. Муж, жена, трое девочек. У главы семьи недалеко от Новограда - пожилые родители, которые стали очень сильно болеть после аварии на ЧАЭС. И они решили переехать поближе к ним.
Я до сих пор аплодирую стоя их рисковости. Первое. Из полноценной трешки они переезжали в две комнаты по сути коммунальной квартиры под обещание, ничем не подтвержденное, что осенью того же года моему отцу квартиру дадут и они съедут. Второе. Ехали из чистого региона в регион, загрязненный радиацией. Третье. Ехали из региона с шикарным снабжением (это как раз было перед разрухой 90-х) и огромными зарплатами по меркам СССР в маленький райцентр с маленькими зарплатами и без перспективы работы по специальности. Глава семейства - речник, а в Новограде по речке разве моторные лодки плавали, какое уж тут судоходство...
К счастью, отцу действительно дали квартиру, и уже через пять месяцев он полностью освободил им жилплощадь. Несколько лет спустя я была у них в гостях. Какой шикарный ремонт они сделали в нашей весьма облезлой на момент переезда квартире! В бывшей нашей с сестрой комнате перенесли дверь в коридор из зала, и все три комнаты стали изолированными. Вроде бы мелочь, а насколько удобнее стало!
В 90-е они тоже не растерялись, открыли каждый свой бизнес. Чем занялся Виктор - не помню, а его жена открыла парикмахерскую, очень неплохую, клиентов всегда хватало. Как сейчас у них жизнь складывается- не знаю. Но если еще когда-нибудь попаду в Новоград - думаю, не премину заглянуть в гости, адрес-то помню)))
Ну а что касается нас - мы с солнечной Украины помчали на север. Несколько суток в поезде, постепенно меняющаяся природа... На смену беленым украинским хатам пришли мрачные строения из некрашеного почерневшего сруба. Леса тоже становились все выше и темнее... Несколько настораживала такая картинка.
19 июня 1989 года. 3 часа утра. На улице светло, как днем, и я как перешуганная сова таращусь на это из окна вагона, поскольку белых ночей в жизни не видела. Хотя стоп, какого вагона? Станция Печора. Выходить пора.
Вышли. И тут же меня облепили комары. Нет, не комары. Комарищи! Комарозавры плотоядные! Я в истерике готова была бежать обратно по шпалам на Украину и посылала все возможные и невозможные проклятия на этот регион, куда нас угораздило попасть.
Нет, я конечно же была знакома с комарами. Когда лет в 10 мне до одури захотелось иметь мотоцикл, который абсолютно точно мне бы никто не купил, я стала на него сама зарабатывать. Ходила в лес по грибы и ягоды, ловила ночью раков на речке... Понятное дело, что комарья там хватало. Но то комарье оказалось младенцами по сравнению с этими хищниками. Про их количество вообще молчу, облепить человека ровным слоем - запросто, за пару минут.
Кое-как добрались до Путейца. Это поселок в 12 км от Печоры, где я и прожила последующие шесть лет своей жизни.
Квартира действительно оказалась огромной, с роскошной планировкой, настоящие хоромы по сравнению с нашей прежней. Мне, как младшей, досталась самая маленькая комната (впрочем, мне ее вполне хватало, а уж то, что сестра теперь отдельно будет - и вообще было поводом для дикой радости). Бросила вещи, перебила всех попавших в поле зрения комаров и грохнулась спать прямо на полу в самых расстроенных чувствах.
Но долго хандрить - не в моей натуре. Начала делать вылазки в город, потихоньку его изучать. В нашем поселке школы не было, была в соседнем, Луговом. Съездила, пообщалась с директором, не понравилось. Поехала в город, зашла в первую попавшуюся по ходу автобуса школу №5, и подала документы туда.
В школе меня приняли, мягко говоря, не очень. Странноватая, не умеющая нормально общаться девочка, плохо одетая, со смешным по их меркам украинским акцентом, проскальзывающими украинскими словечками... Идеальная мишень для издевок. Правда, очень быстро выяснилось, что у странной девочки тяжелые кулаки, несмотря на мелкий рост и тщедушное сложение. И драться она будет до кровавых соплей, хоть одна против всего класса. В итоге установилось вооруженное перемирие, но о дружбе с кем-то даже речи не заходило.
Параллельно с разборками в школе я "подцепила" себе компанию, далеко не рафинированных мальчиков и девочек. До сих пор удивляюсь, как я не стала в этой компании употреблять наркотики или еще чем "интересным" заниматься. Но вот имидж сменила кардинально. Потрепанные обноски сестры были отправлены на помойку, их место заняли джинсы, кожа и металл. Шипы были везде, где только можно себе представить, косуха весила килограмм восемь, не меньше. Ирокез всех цветов радуги, боевой раскрас с сантиметровыми стрелками, две-три пачки сигарет в день, на десять слов - девять матов... Ну и мотоциклы, страсть к которым в эти годы достигла нереальных размеров. Вот такой собирательный образ получается.
При всем этом, и даже не взирая на то, что в школе я почти не появлялась, я умудрялась оставаться круглой отличницей. А все потому, что приходила только на контрольные и самостоятельные, и в самых редких случаях могла прийти на обычный урок, если сама не могла разобраться в какой-то теме. Контрольные практически всегда писала на пять, вот и отличные оценки в табеле с неизменным неудом по поведению в комплекте)))
Такое мое хамское поведение учителя мужественно терпели до десятого класса. А в десятом, в марте, отвесили пинок под зад. Подала документы в другую школу, пошла на второй год в десятый класс. Там меня дотерпели аж до начала мая, но финал оказался тем же))) И среднее образование я получила в вечерней школе, уже будучи замужем и живя в совсем другом регионе.
Вот интересно, какое мнение об этом месте может сложиться из моего рассказа? Скандалы в семье, скандалы и драки в школе с последующим исключением, дурная компания... А еще - разбитая в ДТП голова и спина. Пересела со своей Явы со скромным 350-кубовым двигателем на мощный Сузуки с объемом 1,2 литра. Покаталась минут 10, не справилась с управлением и улетела в обрыв с самыми печальными последствиями.
И тем не менее - это место, где осталась моя душа. Несмотря ни на что. А может и вопреки всему этому. И я точно знаю, когда всем сердцем полюбила это весьма суровое место: в день, когда выпал первый снег после нашего переезда. Сентябрь 1989 года. А после первой зимы, которая к моей великой радости длилась аж до середины мая, уже ничего не могло мне помешать любить этот регион, в том числе и пресловутые комары, которых я попросту перестала замечать, как и большинство коренных жителей.
Огромные сугробы, до второго этажа, и наша квартира на первом оказывалась полностью заметенной снегом. Белые ночи летом и полярная ночь зимой. Сказочное северное сияние. Местоположение нашего дома: прямо пойдешь - в в тайгу попадешь, а начиналась она почти сразу за окнами, налево пойдешь - на реку попадешь, а река в те годы была знатная - широкая, полноводная... Я могу еще очень долго перечислять то, что вызывало замирание моего сердца, да и до сих пор его вызывает. И все это - именно регион, природа, а не люди. Так что моя любовь к нему - это чистейшая любовь к северу без привязки к каким-либо счастливым событиям из жизни или к близким людям. Скорее, наоборот. Жизнь - ад, кругом- враги (не забываем еще и про юношеский максимализм), и есть только он - север. Ну и мотоцикл))) Вот и все мои объекты обожания)))
Настоящие друзья остались в Новограде, мы продолжали общаться, переписываться, встречались, когда я туда приезжала в гости к отцу. До сих пор общаемся и встречаемся с некоторыми из них. Так что от отсутствия настоящих друзей на севере я не так уж сильно страдала.
Из дурной компании хватило ума вырваться самостоятельно, умудрившись не подсесть на наркотики и не попав в тюрьму. К слову, курить я тоже бросила там же, на севере, без каких-либо "костылей" в виде таблеток, специальных методик или кодирования.
А бросила потому, что в 1993-м впервые влюбилась, а он оказался некурящим. Хороший мальчик из хорошей семьи, которая на удивление нормально восприняла мое первое появление, несмотря на весь мой воинственный внешний вид, который ну никак не вязался с их сыном-ботаном))) И вот с этой точки отсчета, с весны 1993-го начинается совсем другая эпоха моей жизни. И - да, именно это и послужило причиной переезда. Но это уже совсем другая история)))
Своих фотографий из этого периода жизни у меня нет ни одной, как-то не до этого было. Но благо есть интернет, есть группы в социальных сетях, и есть моя память)))
Вот он, мой поселок. Фотографии из группы "Конечная остановка - Путеец" в ОК.
В центре - зеленый двухэтажный дом, а за ним выглядывает справа кусочек такого же двухэтажного дома, только голубого цвета. Вот это он и есть, дом по ул. Центральной, 9. Первый подъезд, первый этаж, дверь налево.
Все тот же незабываемый единственный рейс на Печору, который ходил несколько раз в день - 105-й. Только тогда автобусы были не ПАЗ, а ЛиАЗ.
Кто сказал, что лето на севере унылое? Ну да, до южных красот может и далеко. Но в нем есть своя особенная прелесть.
Видите два строения на горизонте? Какие только мифы и легенды о них не ходили. И обсерватория это, и часть ПВО... А я попала туда в 1994-м году работать. Точнее, служить. Моя первая запись в трудовой книжке - это как раз они, эти сооружения. И - да, это действительно войсковая часть, но не совсем ПВО)))
А вот и красавица-Печора, в которой даже в середине июля вода оставалась ледяной, а купаться можно было разве что на водохранилище при ГРЭС.
Но не все было так красиво и радужно. Переживал поселок и крупные неприятности, связанные с этой своенравной рекой, но об этом - в следующий раз.
До встречи в понедельник! Всем ровных крестиков, ровных петелек и послушных бисеринок!