В 1954 году американский психолог Абрахам Маслоу в своей работе «Мотивация и личность» предположил, что потребности человека можно систематизировать в иерархическую систему приоритета, которую можно условно изобразить в виде пирамиды. Разные велосипеды тоже удовлетворяют разные человеческие потребности, так что давайте пофантазируем на эту тему.
Физиологические потребности
Самый нижний уровень пирамиды Маслоу — физиологические потребности. Казалось бы, как тут может помочь велосипед? Однако, в прошлом году я почти всё лето провёл на востоке области, в «калининградской глубинке» так сказать, и могу сказать точно, что в некоторых малых населённых пунктах, если у тебя нет велосипеда — почти точно у тебя нет бытовой химии, чистой воды и части продуктов питания.
Год выпуска велосипеда, его геометрия, материал рамы, амортизация, размер колёс или тип тормоза на данном уровне не имеют никакого значения, у велосипеда одна задача — ехать хоть как-то, чтобы преодолевать путь от 5 до 10 километров быстрее, чем за 2.5 часа.
Чаще всего на этом уровне люди приобретают старые советские велосипеды типа Десны, Школьника, Орлёнка или Камы. Зачастую велосипед передаётся из поколения в поколение или покупается у соседей за бутылку крепкого алкоголя.
Для хозяина такой велосипед — всего лишь вещь, и при случае байк может быть обменян на другую вещь или услугу.
Безопасность
Потребность в безопасности — одна из базовых у человека. Я как-то проводил опрос, почему люди не ездят на велосипеде, и самым популярным ответом был «боюсь выезжать на дорогу». Люди, которые находятся на этом уровне, рассуждают так:
«На дороге мне страшно, а на тротуаре ямы и много бордюров, а значит мне нужен велосипед с двумя амортизаторами».
Естественно, что хороший двухподвес стоит приличных денег, но желающих очень много, поэтому для этой ниши каждый год производится огромное количество так называемых ашанбайков: Gaian, Galera, Boxer, Atlant и т.п. Велосипед этого сегмента за 15 тысяч рублей уже считается почти роскошью.
Такие велосипеды обычно большую часть времени проводят на балконе, а велодорожку или тропу в парке видят несколько раз в год. Героически участвуют в ежегодных велопробегах, но только там, где перекрыто движение для автомобилей.
Дружба и общение
Третий уровень потребностей: любовь, дружба и общение. Обладатели велосипедов на этом уровне обычно объединяются по интересам: вечерние покатушки по средам, велопикники, либо становятся приверженцами определённой марки популярного производителя, собираясь в бренд-клубы.
К велосипеду предъявляются дополнительные эстетические требования: ездить с единомышленниками должно быть не стыдно. В базовой версии обычно не стыдно ездить, если у тебя передняя вилка с амортизатором и дисковые тормоза, а велосипед выпущен каким-нибудь известным брендом вроде Giant, Merida, Kross или Trek. Ценовой диапазон на этом уровне редко выходит за пределы 25-50 тысяч рублей за велосипед.
Велосипед на этом уровне не только вещь, а уже почти член семьи.
Потребность в признании
«Хороший понт дороже денег».
На этом уровне недостаточно обычного велосипеда известной марки, который просто хорошо едет — нужен топовый, карбоновый, желательно из лимитированной линейки или линейки World Cup.
Производитель тоже имеет значение — проще добиться признания, если у тебя Pinarello, Look или Santa Cruz. Про Merida можно забыть — Merida не катит.
Чаще всего на этом уровне спортсмены, которые бьются за подиум, или любители, но с амбициями в тусовке. К велосипедам дешевле 250 тысяч рублей зачастую относятся с презрением, как и к их хозяевам. В качестве аксессуаров для велосипеда используются дорогие велокомпьютеры от Garmin или Wahoo, измерители мощности, а на зимний период в доме припасён велостанок.
Творчество
Один из самых высоких уровней — потребность в творчестве. Тут может быть довольно широкий диапазон велосипедов, от восстановленных советских стальных Тахионов в уникальной окраске, до индивидуальных титановых маунтинбайков с консольными вилками. Единственное правило — второго такого байка в обозримой вселенной быть не должно. Детали и акценты в таких велосипедах обычно расставляет сам владелец и автор идеи. Цена для владельца уже не имеет значения, но в денежном эквиваленте она, как правило, космическая.
Владельцы велосипедов на этом уровне могут и не иметь склонности к социализации, а даже наоборот, предпочитать одиночные заезды с элементами медитации.
Самореализация и духовность
Это последний уровень потребностей у человека. Велосипед собирается своими руками не ради экономии, а потому, что ни один производитель не может так точно предусмотреть все нюансы, и прочувствовать всю философию езды, как сам хозяин байка. К моменту достижения этого уровня, велосипедов дома может быть полдюжины: для города, для шоссе, для пикника, для соревнований по маунтинбайку, для тренировок, и ещё для чего угодно, но последний — для путешествий. В последний велосипед вложена вся душа и многолетний опыт в седле.
Такой велосипед может иметь уйму спорных технических решений и выглядеть необычно, но для хозяина он уникален, идеален и бесценен.
А какой уровень потребностей закрывает ваш велосипед?
Если вам понравился материал, ставьте «Палец вверх» или подписывайтесь на этот канал @abrosimov.online.
Оставляйте комментарии — мне нравится с вами общаться!
P.S. Коплю на гревел. Ещё осталось накопить 93%.
Спасибо за внимание!