Найти в Дзене

«Настоящее всегда несет в себе зародыш будущего».

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – великий мыслитель, ученый, математик, философ, юрист, историк, дипломат.

Лейбниц - известный мыслитель, который не ограничивался только одной профессиональной сферой, а сполна применил свои таланты в различных областях, интересовавших его. Фридрих Энгельс писал о Лейбнице, что он в изобилии разбрасывал вокруг себя гениальные идеи. Именно эта разносторонность и многочисленные идеи позволяли Лейбницу смотреть на вопрос неординарно и придумывать новое, но с другой стороны именно это мешало ему доводить дела до конца. По духу он был генератором идей но, к несчастью своему без команды, которая могла бы поддержать и воплотить все его гениальные замыслы.

Ниже представлены некоторые из его научных достижений:

- усовершенствовал арифметическую машину;

- открыл дифференциальное исчисление;

- в механике ввел понятие «живой силы» и сформулировал закон сохранения энергии;

- в психологии ввел понятие «малых перцепций»;

- заложил основы математической логики;

- описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1;

- написал целый ряд трактатов и сочинений;

- основал Академию наук в Берлине и был ее первым президентом.

Помимо науки и философии, Лейбниц также занимался политикой и дипломатией.

Готфрид Лейбниц родился в 1646 году под конец Тридцатилетней войны в семье довольно известного юриста, который преподавал философию в Лейпцигском университете, а мать его была дочерью профессора, преподававшего юридические науки. В то время Германия представляла собой не единое государство, а раздробленные мелкие княжества, которые после войны были опустошены, находились в руинах с разрушенной экономикой и в социальном упадке. Лейбниц одним из первых выступал и продвигал идеи германского единства, создания своего рода федераций, понимая что только объединение княжеств станет реальной защитой от французской гегемонии и Османская империи.

Поступив в 15 лет на юридический факультет Лейпцигского университета, за математическими знаниями он отправляется в Йену, где его учителем становится Эрхард Вайгель.

Окончив Лейпцигский университет, 20-летний Лейбниц планирует стать доктором права. И по традиции накануне докторского экзамена отправляется к декану.

Дверь открывает жена декана, которой Лейбниц сообщает, что хочет держать докторский экзамен. На что жена декана ответила: «Сначала не мешало бы отрастить себе бороду, а потом являться по таким делам».

Такие слова так задели молодого ученого, что он покинул Лейпциг и более туда не возвращался. Звание доктора права, защитив диссертацию на тему «О запутанных судебных случаях», Лейбниц получил в Альтдорфском университете недалеко от Нюрнберга в 1667 году.

В статье представлено несколько ситуаций, которые показывают многогранность и пытливый ум Готфрида Лейбница.

СПОР С НЬЮТОНОМ

Принцесса Каролина Бранденбург – Ансбахская, супруга Георга II, пыталась положить конец спору, разыгравшийся между Ньютоном и Лейбницем. Она писала последнему:

«С настоящим прискорбием вижу, что люди такой научной величины, как Вы и Ньютон, не могут помириться. Мир бесконечно мог бы выиграть, если бы можно было вас сблизить, но великие люди подобны женщинам, которые ссорятся из-за любовников. Вот мое суждение о вашем споре, господа!»

После окончания университета Лейбниц поступил на службу к Майнцскому курфюрсту, где много разъезжал и большой период времени провел в Париже. Одной из причин поездки в Париж было представление Людовику XIV египетского плана, целью которого было завоевание Францией Египта, тем самым Лейбниц хотел отвлечь Францию от столкновений в Европе. Людовик XIV и министры благосколонно отнеслись к плану, но отказались от его воплощения в жизнь и объявили войну Голландии. Зато спустя столетие этот план был реализован Наполеоном.

В 1676 г. в последний год своего пребывания в Париже Лейбниц выработал основы математического анализа, открыв дифференциальное исчисление. Аналогичный метод был изобретен почти десятью годами ранее другим великим ученым - англичанином Исааком Ньютоном, который не опубликовал свое открытие. Такая оплошность привела к затяжному спору о приоритете открытия дифференциального исчисления. В то время еще не сформировалось правило об опубликовании своих открытий в научных журналах. При этом основы, из которых происходили оба ученых, были различны. Ньютон создал свой метод математического анализа, называемый «Метод флюксий».

Однако можно полагать, что к открытию дифференциального исчисления Лейбница подтолкнула всё-таки переписка с Исааком Ньютоном и их научные беседы. Впервые «Метод флюксий» был опубликован в 1687 г. в издании «Начала». А сам трактат «Метод флюксий», написанный еще в 1672 г., появился в печати только после смерти Исаака Ньютона.

В начале XVIII века, когда дифференциальное исчисление Лейбница уже широко использовалось в Европе, Исаак Ньютон подробно изложил суть своего метода в одном научном журнале. Ответом послужила анонимная рецензия, оскорбительного содержания, в которой указывалось, что автором нового исчисления является Лейбниц. Ньютон никак не отреагировал на такую рецензию, в отличие от его учеников и последователей, которые негодовали и возмущались. Спор перешел в активную стадию. Дело рассматривало Лондонское королевское общество. Метод Лейбница был признан аналогичным методу Ньютона, а значит победителем в приоритетном споре стал Исаак Ньютон.

Между тем, метод, предлагаемый Лейбницем, оказался более понятным и удобным. Большинство математиков того времени, использовали именно его и с помощью его решали трудные неразрешимые задачи. Также при помощи дифференциального исчисления Лейбниц установил понятие «живой силы» (историческое название кинетической энергии).

Лейбниц категорически не был согласен с решением Лондонского королевского общества и не признавал приоритет Ньютона. Более того, оскорбленный и расстроенный написал неприятные вещи о Ньютоне. В отличии от Лебница, Ньютон в своем труде “Принципы” воздал ему должное и оценил его по заслугам.

Этот спор наделал очень много шума, длился многие десятилетия, даже после смерти Лейбница не прекратился и обошелся науке очень дорого. Как подметил Эрик Белл: «Результатом всего этого было то, что упрямые британцы практически не продвинулись в математике в течение целого столетия после смерти Ньютона, в то время как более прогрессивные швейцарцы и французы, развивая идеи Лейбница и пользуясь его несравненно более удобным способом обозначений в анализе, усовершенствовали анализ и сделали его простым, легко применимым средством исследований, сделали то, что должны были сделать непосредственные последователи Ньютона».

Продолжение следует...