Счетная палата (СП) провела проверку системы весового и габаритного контроля и пришла к выводу, что «система не создана, правила проезда транспорта массой более 18 тонн не соблюдаются». Как результат, только в 2018 году федеральный бюджет недополучил более 47 млрд руб. из-за невзимания штрафов по выявленным в автоматическом режиме нарушениям, следует из сообщения ведомства.
«Минтранс оценивает ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств в 2,56 трлн руб. При этом объемы поступлений за пользование федеральными дорогами незначительные. За весь период с 2014 года в федеральный бюджет поступило чуть более 7 млрд руб.», –сообщил аудитор СП Андрей Батуркин на коллегии по итогам проверки.
По мнению аудиторов, поступлению средств мешает несовершенство нормативно-правовой базы. В Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом прописаны как тарифы на возмещение ущерба, так и система понижающих коэффициентов. Дисконт порой многократно снижает плату, которую должен вносить грузоперевозчик.
«При этом финансово-экономическое обоснование при утверждении соответствующего постановления Правительства РФ не было представлено, –отметил аудитор. – И почему выбраны именно такие коэффициенты уменьшения вреда, в том числе более чем в 60 раз от базовой ставки, – этому объяснения нет».
Еще одной причиной в ведомстве считают недостаточный надзор за дорожными тяжеловесами из-за дефицита автоматических и стационарных пунктов весогабаритного контроля. Из предусмотренных Транспортной стратегией до 2018 года 387 автоматических пунктов контроля в срок (до IV квартала 2019 года) построен только 31. В итоге мероприятие по созданию этих контрольных пунктов «перекочевало» в паспорт федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы «Развитие транспортной системы». Срок реализации – 31 декабря 2023 года, говорится в сообщении.
Как пояснил Батуркин, из 31 пункта семь работают в тестовом режиме, а остальные между собой информационно не взаимодействуют, из 66 стационарных пунктов 36% не соответствуют установленным требованиям и находятся в ненадлежащем состоянии. «Таким образом фактически один работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1300 с лишним километров дорог федерального значения», - подчеркнул он. Как следствие, ведется недостаточный контроль за грузоперевозчиками, которые решили выйти в рейс с перевесом или без специального разрешения на руках.
Но даже устранение отмеченных проблем не гарантирует адекватных поступлений в фонд ремонта и строительства автодорог, отмечают в ведомстве. Все дело в том, что Росавтодор и Ространснадзор рассчитывают размер платы только по подконтрольному участку автомобильной дороги, то есть плата не начисляется на пройденный до этого участка или после него путь.
Аудитор отметил, что функцию по взиманию с тяжеловесов средств в счет ремонта автодорог дублирует система «Платон». По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить доступ к этой системе Росавтодору и Ространснадзору. Ведомства с выводами Счетной палаты согласились и готовы работать над устранением нарушений и недостатков.
Больше новостей, аналитики и экспертных мнений на платформе «РОСИНФРА» и в нашем телеграм-канале!