Найти тему
Panda Travel School

Из Одера в Хафель

Старейший судоподъемник Германии у городка Нидерфинов

Все еще работающий памятник промышленной архитектуры
Все еще работающий памятник промышленной архитектуры

В том, что немцы умеют делать машины, мы убедились во время экскурсии по музею Autostadt и заводу Volkswagen, о которой рассказывали в статье "Автомобильный рай". Но они хороши не только в производстве четырехколесных механизмов, и самый яркий пример этого — колоссальный судоподъемник в местечке Нидерфинов (Schiffshebewerk Niederfinow). Это буквально в 20 км от границы с Польшей, которая проходит по реке Одер (или Одра, как ее называют братья-славяне).

Панорама судоподъемника
Панорама судоподъемника
Крохотная деревушка рядом с механическим гигантом
Крохотная деревушка рядом с механическим гигантом

Судоподъемник был построен на канале Одер — Хафель в 1934 году и работает до сих пор: ежегодно около 20 тысяч судов, от маленьких туристических корабликов до многотонных барж, переходят по нему из одной речной системы в другую. Перепад уровней составляет здесь 36 метров.

Высота подъемника по местности — 52 метра
Высота подъемника по местности — 52 метра
Он построен из 18 тысяч тонн стали
Он построен из 18 тысяч тонн стали
Наверху еще ближе к Берлину и реке Хафель, оттуда — к Эльбе и Северному морю
Наверху еще ближе к Берлину и реке Хафель, оттуда — к Эльбе и Северному морю
Внизу уже рукой подать до Одера и Балтийского моря
Внизу уже рукой подать до Одера и Балтийского моря

Судоподъемник — по сути огромный лифт: двигаясь по каналу, судно заходит в его судовозную камеру (ванну), которую затем поднимают (или опускают) с помощью надежной системы механических противовесов — железобетонных блоков, висящих на толстых стальных тросах.

На входе в судовозную камеру
На входе в судовозную камеру
Судно готово к спуску
Судно готово к спуску
Судовозная камера начинает опускаться
Судовозная камера начинает опускаться
Вот она еще ниже. Шутка ли — с водой ванна весит почти 4500 тонн!
Вот она еще ниже. Шутка ли — с водой ванна весит почти 4500 тонн!
И вот баржа уже в самом низу, выплывает из лифта
И вот баржа уже в самом низу, выплывает из лифта
По берегу бежит человек — помочь пришвартоваться
По берегу бежит человек — помочь пришвартоваться

Увидеть работу этого памятника промышленной архитектуры можно своими глазами: с моста или прогулочного катера. Или хотя бы совершить виртуальную экскурсию, чтобы поахать с толпой зевак:

Рядом со старым судоподъемником-гигантом сейчас строят еще одну внушительную конструкцию — новый судоподъемник. В его судовозную камеру поместятся более широкие, длинные и груженые суда, сократится время шлюзования и спуска / подъема.

Конструкция нового судоподъемника уже хорошо видна. А ретро-трамвайчик на переднем плане раньше работал тягачом — вытаскивал суда из ванны после подъема
Конструкция нового судоподъемника уже хорошо видна. А ретро-трамвайчик на переднем плане раньше работал тягачом — вытаскивал суда из ванны после подъема

Входной билет на старый судоподъемник в Нидерфинове стоит 3 евро, по нему можно зайти в музей, где выставляются макеты этих инженерных чудес. Рядом с музеем обустроена большая бесплатная парковка.

Макет нового лифта для кораблей
Макет нового лифта для кораблей

До городка Нидерфинов легко добраться из Берлина — он находится всего в 60 км от столицы. Махина производит неизгладимое впечатление: понятно, что все это физика и точный расчет, но больше похоже на чудо. Та же история, что с самолетами :)