Продолжаем вспоминать историю советского автопрома в исполнении выдающегося конструктора Андрея Липгарта – создателя первого советского автомобиля, автора ГАЗ М20 «Победа».
Начало истории в нашем материале «Путь к «Победе». Первый советский автомобиль Андрея Липгарта». Итак, проект НАМИ-1 был «заморожен» - дорогу ему перешел Ford-A, производство которого планировалось освоить на строящемся нижегородском автозаводе.
Но прежде, чем ставить «американца» на конвейер, его нужно было хорошенько «русифицировать» — адаптировать к нашей дорожной действительности. И поручено это было в том числе молодому, но очень перспективному конструктору Андрею Липгарту. В 1930 году Андрей Александрович отправился в свой первый американский командировочный вояж — в Детройт, на завод Ford.
По возвращении в Союз через восемь месяцев стажировки Липгарт разработал прототип грузовика ГАЗ-ААА, создал первый советский троллейбус ЛК-1 (аббревиатура от «Лазарь Каганович»).
Но самым ощутимым (по крайней мере, для самого Андрея Александровича) последствием поездки в Штаты стало его увольнение из НАМИ. Не добровольное — решением комиссии по чистке от 24 июля 1931 года. Вместе с Константином Шараповым. Спустя месяц решение в отношении Липгарта было отменено, а Шарапов получил 10 лет лагерей по обвинению в шпионаже и контрреволюционной деятельности…
В 1933 году Андрей Александрович возглавил автомобильный отдел НАМИ в качестве главного конструктора. Готовились выйти на линию первые два экспериментальных образца придуманного им троллейбуса, но… Осенью в трудовой книжке Липгарта появилась запись: «Принят на Горьковский автозавод по командировке НКТП (Народный комиссариат тяжелой промышленности) и назначен главным конструктором завода в технический отдел (личное заявление)». Должность придумали специально под Андрея Александровича, до этого главного конструктора в техническом отделе на нижегородском заводе не было. Липгарт вспоминал: «Ушел я тогда, когда окончательно потерял надежду, что НАМИ будет работать для автозаводов...»
Андрей Александрович появился в техотделе ГАЗа 13 октября 1933 года. Первым делом вынес свой рабочий стол из полагавшегося ему кабинета и установил среди конструкторских кульманов. И только после этого приступил к своим прямым обязанностям. Его первым заданием, полученным от директора завода Дьяконова, стало… изготовление антресолей в конструкторском зале. Не напрасно ли покинул НАМИ?..
Не напрасно. Антресоли — это так… издержки производства, а всерьез Липгарту было поручено создать «первый советский легковой автомобиль». А как же НАМИ-1? Ну, он типа не в счет — слишком уж оригинальный, не в трендах мирового автопрома, невозможен для постановки на построенный по фордовским чертежам конвейер…
В декабре 1933 года в заводской многотиражке «Техника ГАЗ» Липгарт пишет: «…Имеется только один правильный путь — это разработка своей собственной конструкции… Нужно в первую очередь взять все лучшее и для нас подходящее с моделей «Форда»… и, учитывая, с одной стороны, свои условия производства и эксплуатации, а с другой — последние достижения мировой… автотехники, добавить к этим моделям то, чего им не хватает».
Так зародилась легендарная «эмка» — ГАЗ М-1 («Молотовец Первый»). Прототипом модели стал Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года.
Однако в ходе испытаний «американца» в советских условиях выяснилось, что автомобиль совершенно непригоден для наших дорог: слабая рама, хлипкая подвеска, чрезмерная «прожорливость», сомнительная ремонтопригодность… В общем, надо практически изобретать автомобиль заново, и переданная американцами техдокументация в этом мало чем могла помочь…
Но существенно ускорить этот процесс помогли бы чертежи уже адаптированной под Европу версии той же фордовской модели, переименованной в Ford Rheinland… Вот только Старый Свет уже под Гитлером, и отношения СССР с Германией практически полностью разрушены. Но не затягивать же из-за этого рождение «первого советского»!
Есть такая легенда. Будто бы Липгарт обговорил эту тему на правительственном уровне. И как раз накануне тайного визита в Германию нашего шведского торгпреда Канделаки. Тот встретился с Герингом, и будто бы для Швеции знаменитый фашист втайне от Гитлера отгрузил нашему дипломату заодно и техдокументацию на Rheinland…
Так ли это в действительности, достоверно неизвестно, но по завершении модификационных мероприятий оказалось, что от прообраза в ГАЗ М-1 не осталось практически ничего — «эмка» получилась вполне оригинальной моделью. К январю 1934 года собрали три первых экспериментальных образца автомобиля, еще два года технологи ставили первенца на конвейер…
Первый серийный экземпляр «эмки» был выпущен 16 марта 1936 года. И уже на следующий день второй «первый советский» презентовали в Кремле. Сталин лично осмотрел автомобиль, интересовался характеристиками, тестировал салон, даже совершил пробную пассажирскую поездку. За рулем сидел Андрей Александрович Липгарт... «Дай бог каждому такую машину!» — благословил производство Сталин.
Однако не то чтобы насытить, но даже и сформировать авторынок начинающему советскому автопрому было не по силам. В свободную продажу «эмка» так и не поступила — ее распределяли по номенклатурным гаражам, ею премировали Героев Труда, а рядовым гражданам о личном автомобиле в те времена разрешалось только мечтать…
«Эмка» стала не только официально признанным «первым советским» автомобилем, но и самым массовым продуктом довоенного социалистического автопрома. Всего было выпущено 62 888 экземпляров ГАЗ М-1, включая всевозможные модификации, среди которых пикапы, купе, фаэтон, полугусеничные, газогенераторные версии и даже бронеавтомобиль и тягач! Всего около двух десятков основных, малосерийных и опытных модификаций.
Кстати, версия «эмки» ГАЗ-61-73 считается первым в мире полноприводным седаном… А двигатель автомобиля в форсированном варианте послужил на благо авиации — устанавливался на самолет Г-23…
С авиацией ГАЗ М-1 связывает еще одна история… Но об этом в следующий раз.
НАЧАЛО — ВЫ ЗДЕСЬ — ПРОДОЛЖЕНИЕ
Биография Андрея Липгарта:
1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2. Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3. Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4. Главная Победа Андрея Липгарта
5. Андрей Липгарт после "Победы"
#автосоюз #автоистория #биографии #история авто #ссср #газ м-1 #эмка