Найти в Дзене
АВТОСОЮЗ

Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1

Продолжаем вспоминать историю советского автопрома в исполнении выдающегося конструктора Андрея Липгарта – создателя первого советского автомобиля, автора ГАЗ М­20 «Победа».

Продолжаем вспоминать историю советского автопрома в исполнении выдающегося конструктора Андрея Липгарта – создателя первого советского автомобиля, автора ГАЗ М­20 «Победа».

фото с сайта a-souz.ru
фото с сайта a-souz.ru

Начало истории в нашем материале «Путь к «Победе». Первый советский автомобиль Андрея Липгарта». Итак, проект НАМИ-1 был «заморожен» - дорогу ему перешел Ford-A, производство которого планировалось освоить на строящемся нижегородском автозаводе.

Но прежде, чем ставить «американца» на конвейер, его нужно было хорошенько «русифицировать» — адаптировать к нашей дорожной действительности. И поручено это было в том числе молодому, но очень перспективному конструктору Андрею Липгарту. В 1930 году Андрей Александрович отправился в свой первый американский командировочный вояж — в Детройт, на завод Ford.

По возвращении в Союз через восемь месяцев стажировки Липгарт разработал прототип грузовика ГАЗ-ААА, создал первый советский троллейбус ЛК-1 (аббревиатура от «Лазарь Каганович»).

фото yandex.ru
фото yandex.ru

Но самым ощутимым (по крайней мере, для самого Андрея Александровича) последствием поездки в Штаты стало его увольнение из НАМИ. Не добровольное — решением комиссии по чистке от 24 июля 1931 года. Вместе с Константином Шараповым. Спустя месяц решение в отношении Липгарта было отменено, а Шарапов получил 10 лет лагерей по обвинению в шпионаже и контрреволюционной деятельности…

В 1933 году Андрей Александрович возглавил автомобильный отдел НАМИ в качестве главного конструктора. Готовились выйти на линию первые два экспериментальных образца придуманного им троллейбуса, но… Осенью в трудовой книжке Липгарта появилась запись: «Принят на Горьковский автозавод по командировке НКТП (Народный комиссариат тяжелой промышленности) и назначен главным конструктором завода в технический отдел (личное заявление)». Должность придумали специально под Андрея Александровича, до этого главного конструктора в техническом отделе на нижегородском заводе не было. Липгарт вспоминал: «Ушел я тогда, когда окончательно потерял надежду, что НАМИ будет работать для автозаводов...»

фото из архива семьи Липгартов (с сайта lib-avt.ru)
фото из архива семьи Липгартов (с сайта lib-avt.ru)

Андрей Александрович появился в техотделе ГАЗа 13 октября 1933 года. Первым делом вынес свой рабочий стол из полагавшегося ему кабинета и установил среди конструкторских кульманов. И только после этого приступил к своим прямым обязанностям. Его первым заданием, полученным от директора завода Дьяконова, стало… изготовление антресолей в конструкторском зале. Не напрасно ли покинул НАМИ?..

Не напрасно. Антресоли — это так… издержки производства, а всерьез Липгарту было поручено создать «первый советский легковой автомобиль». А как же НАМИ-1? Ну, он типа не в счет — слишком уж оригинальный, не в трендах мирового автопрома, невозможен для постановки на построенный по фордовским чертежам конвейер…

В декабре 1933 года в заводской многотиражке «Техника ГАЗ» Липгарт пишет: «…Имеется только один правильный путь — это разработка своей собственной конструкции… Нужно в первую очередь взять все лучшее и для нас подходящее с моделей «Форда»… и, учитывая, с одной стороны, свои условия производства и эксплуатации, а с другой — последние достижения мировой… автотехники, добавить к этим моделям то, чего им не хватает».

Так зародилась легендарная «эмка» — ГАЗ М-1 («Молотовец Первый»). Прототипом модели стал Ford Model B 40A Fordor Sedan 1934 года.

фото topworldauto.com
фото topworldauto.com

Однако в ходе испытаний «американца» в советских условиях выяснилось, что автомобиль совершенно непригоден для наших дорог: слабая рама, хлипкая подвеска, чрезмерная «прожорливость», сомнительная ремонтопригодность… В общем, надо практически изобретать автомобиль заново, и переданная американцами техдокументация в этом мало чем могла помочь…

Но существенно ускорить этот процесс помогли бы чертежи уже адаптированной под Европу версии той же фордовской модели, переименованной в Ford Rheinland… Вот только Старый Свет уже под Гитлером, и отношения СССР с Германией практически полностью разрушены. Но не затягивать же из-за этого рождение «первого советского»!

Есть такая легенда. Будто бы Липгарт обговорил эту тему на правительственном уровне. И как раз накануне тайного визита в Германию нашего шведского торгпреда Канделаки. Тот встретился с Герингом, и будто бы для Швеции знаменитый фашист втайне от Гитлера отгрузил нашему дипломату заодно и техдокументацию на Rheinland…

Так ли это в действительности, достоверно неизвестно, но по завершении модификационных мероприятий оказалось, что от прообраза в ГАЗ М-1 не осталось практически ничего — «эмка» получилась вполне оригинальной моделью. К январю 1934 года собрали три первых экспериментальных образца автомобиля, еще два года технологи ставили первенца на конвейер…

фото zen.yandex.com
фото zen.yandex.com

Первый серийный экземпляр «эмки» был выпущен 16 марта 1936 года. И уже на следующий день второй «первый советский» презентовали в Кремле. Сталин лично осмотрел автомобиль, интересовался характеристиками, тестировал салон, даже совершил пробную пассажирскую поездку. За рулем сидел Андрей Александрович Липгарт... «Дай бог каждому такую машину!» — благословил производство Сталин.

Однако не то чтобы насытить, но даже и сформировать авторынок начинающему советскому автопрому было не по силам. В свободную продажу «эмка» так и не поступила — ее распределяли по номенклатурным гаражам, ею премировали Героев Труда, а рядовым гражданам о личном автомобиле в те времена разрешалось только мечтать…

8 марта 1937 года техотдел ГАЗ (фото lib-avt.ru)
8 марта 1937 года техотдел ГАЗ (фото lib-avt.ru)

«Эмка» стала не только официально признанным «первым советским» автомобилем, но и самым массовым продуктом довоенного социалистического автопрома. Всего было выпущено 62 888 экземпляров ГАЗ М-1, включая всевозможные модификации, среди которых пикапы, купе, фаэтон, полугусеничные, газогенераторные версии и даже бронеавтомобиль и тягач! Всего около двух десятков основных, малосерийных и опытных модификаций.

Кстати, версия «эмки» ГАЗ-61-73 считается первым в мире полноприводным седаном… А двигатель автомобиля в форсированном варианте послужил на благо авиации — устанавливался на самолет Г-23…

фото авиару.рф
фото авиару.рф

С авиацией ГАЗ М-1 связывает еще одна история… Но об этом в следующий раз.

Фото Новосибирской ретромастерской
Фото Новосибирской ретромастерской

НАЧАЛОВЫ ЗДЕСЬПРОДОЛЖЕНИЕ

Биография Андрея Липгарта:

1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2. Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3.
Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4.
Главная Победа Андрея Липгарта
5.
Андрей Липгарт после "Победы"

#автосоюз #автоистория #биографии #история авто #ссср #газ м-1 #эмка