Пару дней назад журнал "International Figure Scating" опубликовал большое интервью с российским хореографом Даниилом Глейхенгаузом.
В нём тренер группы Этери Тутберидзе рассказал о своём прошлом, тренировочном процессе и поделился своими мыслями о работе, отношениях с фигуристками, желании иметь детей, о появлении идей для программ и о матери.
"В фигурном катании карьеры могут сложиться по-разному. Кто-то достигает успеха в раннем возрасте и поднимается на спортивную вершину. Другие предпочитают продолжительную карьеру, неспешно работая над своим восхождением. Кто-то остаётся в спорте надолго, но никогда не достигает успеха. Есть и те, кто стал тренером и/или хореографом и реализует себя с другой стороны бортика. Именно этот жизненный сценарий претворил в жизнь россиянин Даниил Глейхенгауз.
29-тилетний спортсмен, выступающий в одиночном разряде и танцах на льду, не имел особого успеха на ледовой арене. Тем не менее, он нашёл своё призвание по ту сторону бортика как тренер и хореограф, и сейчас является частью одной из самых успешных тренерских команд в мире одиночного фигурного катания.
Была вероятность, что Даниил никогда не станет фигуристом. Его отец, Марк, работал в киноиндустрии, а мать, Людмила Шалашова, служила балериной в Большом тетре в Москве. Она хотела, чтобы сын пошёл по её стопам, но, поскольку в России дети начинают занятия балетом только в семь лет, в четырёхлетнем возрасте она решила для начала отдать его в фигурное катание.
Глейхенгауз говорит, что когда пришло время переходить в балет, он уже влюбился в фигурное катание и начал плакать и кричать, что не хочет заниматься балетом.
Талантливый спортсмен тренировался у таких известных российских тренеров, как Наталья Дубинская и Виктор Кудрявцев. В 2007 году Глейхенгауз получил бронзовую медаль на российском юниорском Первенстве и был квалифицирован на Чемпионат Мира среди юниоров. К сожалению, он получил травму лодыжки и занял лишь 19 место.
После операции я попытался восстановиться, но прыжки по-прежнему причиняли боль, - рассказывает Даниил.
Несмотря на эти проблемы, он продолжал кататься на протяжении трёх лет.
В 18 лет фигурист осознал, что не может больше выступать в одиночном катании. Чтобы не завершать карьеру он перешёл в танцы на льду.
Это было непросто. Я учился танцам на льду на протяжении года. Как и многие одиночники, я думал, что одиночное катание - это сложно, а танцы - легко. Оказалось, что это не так.
Под руководством Александра Жулина Глейхенгауз и его партнёрша Ксения Коробкова выступали на международном юниорском уровне на протяжении 2011-2012 годов. Пара выиграла два небольших соревнования ( NRW Trophy в Германии и Мемориал Павла Романа в Чехии). Тем не менее, на российском юниорском Первенстве в следующем году они заняли 11 место, после чего надежда на попадание в состав участников на юниорский Чемпионат Мира угасла.
Выйдя из юниорского возраста, Глейхенгауз решил завершить карьеру фигуриста. После смерти его отца в 2010 году, молодому человеку пришлось зарабатывать деньги, чтобы содержать себя и мать.
Я начал заниматься тренерской работой и хореографией. В старой школе "Москвич", где я тренировался, когда был одиночником, мне дали несколько учеников. Тренировал я и на катках в торговом центре, работал с фигуристами из развлекательной сферы - с теми, кто хотел брать уроки.
Бум фигурного катания, который начался в России, открыл множество новых возможностей. Даниил начал работать с Ильёй Авербухом, Чемпионом Мира 2002 года в танцах на льду, который ставил ледовые шоу и гастролировал с ними по всей России.
Я работал с Авербухом на протяжении трёх лет. В первый год я занимался ледовым балетом, во второй мне доверили номера соло, а на третий я решил остановиться, - смеясь, рассказывает он.
После того, как Юлия Липницкая влюбила в себя вест мир на Зимних Олимпийских Играх в Сочи в 2014 году, её тренер - Этери Тутберидзе - тоже приобрела известность. Её группа фигуристов выросла, и Тутберидзе и Сергей Дудаков, с которым она работала, искали себе ассистента, который разбирается в тонкостях фигурного катания. Глейхенгауз работал с Авербухом над его "Кармен на льду", когда агент порекомендовал его Тутберидзе. Осенью 2014 года 23-хлетний фигурист присоединился к команде школы "Самбо-70".
Он быстро стал полноценным членом команды и занимался как тренерской работой, так и хореографией. Самым распространённым недоразумением, с которым он сталкивался, Глейхенгауз называет мнение, что каждый тренер выполняет в группе определённую функцию.
На самом деле каждый из нас полностью вовлечён в тренировочный процесс, начиная от отработки скольжения, обучения прыжковой технике, выбора музыки, костюмов, причёсок и представления, и заканчивая растяжкой и отдыхом, - объясняет Глейхенгауз. - Сергей Дудаков делает всё перечисленное, за исключением хореографии. Но это, пожалуй, единственное, чем он не занимается. Все мы ежедневно находимся на тренировках.
На протяжении нескольких лет мы объединяли наше видение и идеи относительно техники и других вещей. У нас нет разногласий. Мы думаем в одном направлении. Мы объясняем, показываем и учим одинаково, чтобы у спортсменов не возникало путаницы, когда один тренер говорит одно, а другой - совершенно противоположное. Для наших учеников мы - одно целое.
В последнем сезоне тренерский штаб заявил множество фигуристов на взрослые и юниорские соревнования. Во взрослую группу вошли Алёна Косторная, Анна Щербакова, Александра Трусова, Алина Загитова и Морис Квителашвили (который тренируется в России, но выступает за Грузию). Камила Валиева, Дарья Усачёва, Майя Хромых, Даниил Самсонов и грузин Ника Егадзе выступали на юниорском уровне. Другие участники группы Этери Тутберидзе принимали участие в национальных соревнованиях. Планирование поездок, когда нужно было определиться какой тренер поедет с каким спортсменом на соревнование, стало настоящим кошмаром.
Когда вы видите Глейхенгауза за бортиком на соревнованиях, он кажется расслабленным и спокойным и всегда с улыбкой встречает своих фигуристов, покидающих лёд. Иногда он выглядит, как воспитатель детского сада, окружённый детьми. В то же время, он может быть строгим и требовательным, особенно, когда необходимо призвать расстроенных фигуристов к порядку.
Я не могу сравнить себя с Этери или Сергеем, поскольку своих детей у меня нет, - признаётся москвич. - Но все наши спортсмены для меня как дети. Я пока не планирую заводить собственных, поскольку мне хватает волнений, нервов и образовательных моментов с учениками. Чувствую себя многодетным отцом или даже мамой.
Глейхенгауз говорит, что непросто найти баланс для всех высокоуровневых фигуристов и они, как тренеры, ищут индивидуальный подход к каждому спортсмену.
Если кто-то не может сделать четверной, мы не будем его заставлять и выжимать из него все соки. У спортсмена есть другие сильные стороны. Он может максимально улучшить скольжение, довести до идеала элементы, которые способен сделать, и максимально передать образ программы, которую катает. У каждого есть сильная сторона, и наша работа помочь спортсмену полностью раскрыть свой потенциал.
Несмотря на заботу о своих молодых подопечных, Глейхенгауз считает, что очень важно сохранять профессиональную дистанцию.
Мы о многом говорим с нашими фигуристами, но они не делятся с нами слишком личными вещами, - рассказывает он. - Они рассказывают о том, что они делают, что хотят купить, девочки говорят о маникюре и тому подобном. Мы смеёмся, шутим, болтаем и вместе ищем что-нибудь интересное в интернете, но всё это не перерастает в дружеские отношения, потому что в противном случае пострадает субординация. Спортсмен не должен испытывать страх, но должен понимать, что рядом с ним находится взрослый, который всегда поддержит, знает, что сказать и как помочь, чтобы фигурист смог совершенствоваться. Всё строится на доверии.
Основное - вы не можете обманывать спортсмена. Когда он или она делает что-то плохо, вы не можете сказать: "Это было великолепно! Необыкновенно!" Лучше всего сразу назвать вещи своими именами и сказать: "Тебе стоит пойти и повторить то, что у тебя не получилось". Конечно, все мы чувствуем своё тело, но со стороны всегда виднее. Доверие возрастает. Когда ты можешь доверять словам своего тренера, независимо от собственных чувств, ты идёшь и делаешь. Тогда между спортсменом и тренером складываются правильные отношения.
Тутберидзе и Глейхенгауз работали над хореографией большинства программ своих фигуристов в последнем сезоне. Они подобрали совершенно разную музыку и стили, отражающие разные характеры их учеников. Нежная Щербакова, свирепая Трусова, элегантная Загитова, выразительная Косторная, сказочная Валиева. Найти идеальную программу для каждого спортсмена всегда самая сложная часть тренировочного процесса.
Мне хочется обратиться к музыкантам и композиторам с просьбой работать быстрее и писать больше новой музыки, - смеётся Глейхенгауз. - Я использовал почти все собрания сочинений таких композиторов как Макс Рихтер, Дарио Марианелли и других. Им нужно работать быстро, как мы. У нас как-то получается создать множество программ, а они пишут всего лишь несколько музыкальных произведений.
Даниил говорит, что он и Тутберидзе обычно совместно ставят хореографию.
Она всегда помогает мне, и мы работаем над программами вместе. Для такого количества программ необходимо множество идей. Друг без друга нам пришлось бы невероятно трудно.
Для того, чтобы найти новые идеи, они обращаются к разным жанрам.
Источником вдохновения может стать что угодно: балет, различные формы искусства, как, например, в программе Этери "Девочка на шаре", созданной для (Камилы) Валиевой, фильмы или мюзиклы. Иногда, когда я в наушниках слушаю музыку, начинаю представлять, как это могло бы смотреться на льду. Если мне нравится и я чувствую, что из этого может выйти что-нибудь интересное, я переношу идею на лёд.
Для него хорошая хореография означает, что программа полностью - с начала и до конца - подходит фигуристу.
Вы можете думать о чём-то невероятном и верить, что это шедевр, но всё это лишь мысль в вашей голове, пока вы с конкретным спортсменом не перенесёте её на лёд в том виде, в котором она должно быть, - объясняет Глейхенгауз. - Самое главное, чтобы в программе не было слишком много "меня", тогда спортсмен сможет выразить себя и представить её с лучшей стороны, не так, как это бы сделал хореограф.
Глейхенгауз создал показательный номер для (Алины) Загитовой, посвящённый его матери, неожиданно умершей в августе 2019 года. Хореограф рассказал, что эта идея возникла спустя три дня после случившегося.
Я пришёл на тренировку и рассказал Алине про свою идею. Она предложила: "Может вы хотите сами показать эту программу на шоу?" Это было очень мило с её стороны. Я отдал ей свою идею и программу, и всё-таки я очень благодарен Алине. Задумкой стала сама жизнь: как мы приходим в этот мир, делаем первые шаги, живём. Счастье, радость, боль, разочарование.. все эмоции, с которыми мы сталкиваемся. В конце программы она останавливается, поворачивается и смотрит назад на свою жизнь. Она улыбается, ложится, и из её руки появляется цветок, символизирующий новую жизнь. Что-то вроде реинкарнации. Возможно, это помогло мне легче пережить мою потерю.
Мама Даниила также работала с командой Тутберидзе на протяжении многих лет: занималась с фигуристами на паркете. Она была близка с Загитовой и работала с ней над двумя балетными программами - "Чёрным лебедем" и "Дон Кихотом" - с которыми фигуристка участвовала в олимпийском сезоне 2017-2018.
Они были очень близки. Алина подарила маме котёнка на её День Рождения. Сейчас кошка живёт со мной, - поделился Даниил.
Когда сезон закончился раньше ожидаемого, фигуристы и тренеры были вынуждены взять незапланированный отпуск на время закрытия катков в Москве. Глейхенгауз сказал, что он использовал это время для того, чтобы найти новые уникальные идеи для программ нового сезона".
By Tatjana Flade ©IFS | Jun 16, 2020
Спасибо за внимание!
Заранее извиняюсь за не слишком гладкий перевод. Я старалась.