Найти в Дзене
Эта музыка

Музыка в кино. Александр Зацепин: "...нет исполнителей, для которых хочется писать."

Всех приветствую! По традиции... Знакомимся с творчеством ещё одного выдающегося музыканта, композитора, а по совместительству талантливого радиолюбителя - Зацепина Александра Сергеевича. Почему радиолюбитель? Потому что уже в 70-х годах Александр Сергеевич был обладателем домашней студии звукозаписи, которая не уступала и часто превосходила по своим возможностям все имеющиеся на тот момент студии в стране. А собирал он её в буквальном смысле по крупицам. Что-то приходилось покупать, в том числе за границей, а что-то паял своими руками, как говорится, на коленках. Что бы понимать на сколько качественным было оборудование, достаточно вспомнить, что во время сотрудничества композитора с Аллой Борисовной Пугачёвой, большинство песен было записано на студии Зацепина. А помните тему погони из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию"? Оркестр не смог её исполнить в задуманном Зацепиным изначально темпе. И Александру Сергеевичу пришлось увеличивать скорость воспроизвеления на своей студии. Таки
Зацепин Александр Сергеевич
Зацепин Александр Сергеевич

Всех приветствую!

По традиции... Знакомимся с творчеством ещё одного выдающегося музыканта, композитора, а по совместительству талантливого радиолюбителя - Зацепина Александра Сергеевича.

Почему радиолюбитель? Потому что уже в 70-х годах Александр Сергеевич был обладателем домашней студии звукозаписи, которая не уступала и часто превосходила по своим возможностям все имеющиеся на тот момент студии в стране.

А собирал он её в буквальном смысле по крупицам. Что-то приходилось покупать, в том числе за границей, а что-то паял своими руками, как говорится, на коленках.

Что бы понимать на сколько качественным было оборудование, достаточно вспомнить, что во время сотрудничества композитора с Аллой Борисовной Пугачёвой, большинство песен было записано на студии Зацепина.

А помните тему погони из к/ф "Иван Васильевич меняет профессию"?

Оркестр не смог её исполнить в задуманном Зацепиным изначально темпе. И Александру Сергеевичу пришлось увеличивать скорость воспроизвеления на своей студии. Таких возможностей тогда практически ни у кого не было.

Но, для большинства из нас Зацепин прежде всего композитор и автор музыки для песен и многочисленных композиций для кино.

-2

В одном из интервью (в 2016 году), на вопрос "почему перестали писать?", Александр Сергеевич сказал: "Сегодня нет исполнителей, для которых хочется писать".

Признаться, я не совсем понял что именно имел ввиду композитор. Но учитывая его возраст (на тот момент 90 лет), мне подумалось; да какая разница? Можно уже и просто отдохнуть. Сделано-то не мало. Так что, скажи "спасибо"...

А поблагодарить есть за что!

Одна из любимых мной композиций в отечественном кино:

Есть история, связанная с фильмом "Бриллиантовая рука".

Когда режиссёр Леонид Гайдай показывал своё новое творение чиновникам от культуры, ему сказали: "фильм у тебя какой-то криминальный и музыка в нём криминальная". Казалось, что судьба фильма решена не в его пользу.

Но, Леонид Брежнев (в то время занимавший пост Генсека), был известным любителем хорошего кино. Пересмотрев "Бриллиантовую руку" 2 раза подряд, распорядился срочно выпустить картину на экраны.

Так, в апреле 1969 года, зрителям была продемонстрирована новая комедия.

Совместная работа талантливых композитора и режиссёра была продолжительной и плодотворной. В 1971 году вышел фильм "12 стульев" с Арчилом Гомиашвили в главной роли.

Специально для этой картины была написана песня "Полосатая жизнь". На музыку Зацепина слова положил поэт Леонид Дербенёв. А исполнил её актёр театра и кино Валерий Золотухин.

Но в фильме эта песня так и не прозвучала.

Кстати, в коллекции сочинений композитора есть ещё одна легендарная песня на слова Дербенёва - "Есть только миг" из к/ф "Земля Санникова".

Изначально песня была написана для оперетты "Золотые ключи". Но Зацепин решил, что эта тема очень подходит к фильму и предложил её в качестве основной. Дербенёву пришлось изменить текст.

В картине песня звучит в исполнении Олега Анофриева.

Ещё один плод сотрудничества Зацепина и Гайдая - трилогия "Не может быть!", появившаяся на свет в 1975 году.

В первой новелле звучит песня в исполнении Вячеслава Невинного - "Губит людей не пиво...".

В картину она вошла урезанной версией;
Первый куплет, повествующий о всемирном потопе, не попал на звуковую дорожку. По одной версии - из-за того, что песня получилась длинной и не умещалась в сцену по времени звучания. По другой - кому-то не хотелось упоминания библейского сюжета.

На видео полный вариант.

На этом всё.

Послушать больше музыки Александра Зацепина можно тут.

Всем хорошей музыки!