Найти тему
Юридический Клуб

Прививка ОСПой

Общество (человеков) превыше государства!
Общество (человеков) превыше государства!

Все знают, что такое прививка. Привить можно, например, дичок (подвой), чтобы он давал вкусные плоды. А можно привить человека. Для профилактики какого-либо заболевания. Чёрная оспа, например, косила людей, пока английский врач Эдвард Дженнер не изобрёл коровью оспенную вакцину (от латинского vaca, что означает корова).

В 1796 году коровью оспу этот врач привил восьмилетнему мальчику. Болезнь развилась только на привитых местах. Через полтора месяца этому мальчику Дженнер попытался привить натуральную оспу. Результат оказался отрицательным. И тогда стало ясно, что человек, перенёсший коровью оспу, становится невосприимчив к оспе натуральной.

О российской судебной системе. Её, по мнению юриста Виктора Симонова – пользователя популярной юридической социальной сети, нельзя назвать правосудной: в судах царит произвол и беззаконие, нарушается право на справедливое судебное разбирательство, нередко случаются бездоказательные судебные приговоры.

Диагноз, который этой системе поставил юрист Симонов, называется беспредел. Неудивительно, что отечественной судебной системе доверяет менее 6% пользователей, принявших участие в соответствующем голосовании.

ОСПа, о которой идёт речь, это Общественная судебная палата. Она-то и может стать прививкой от беспредела, который кое-где у нас порой допускают жрецы Фемиды Российской (этих жрецов можно узнать по чёрным мантиям, которые они надевают, когда совершают процесс служения своей богине).

Напомню про интервью, которое осенью 2011 года автору этих строк дал председатель Верховного суда Республики Татарстан (ВС РТ) Ильгиз Гилазов. Председатель ВС РТ подтвердил принципиальную возможность общественного контроля над судебной системой. ОСПа може стать средством такого контроля.

Инициатива создания НКО «ОСПа», например, в виде юридического клуба, принадлежит татарстанской региональной общественной организации - правозащитный центр «Андурский и партнёры». Эта НКО была образована и получила государственную регистрацию в 2014 году. Устав правозащитного центра, предусматривающий общественный контроль, узаконило Управление Минюста Российской Федерации по РТ.

Свой Устав есть и у Российской Федерации. Роль устава играет Конституция этого учреждения, каждому российскому гражданину гарантирующая соблюдение его прав и свобод (ст. 17).

Федеральные судьи, принимая то или иное решение, опираются на Конституцию и вытекающие из неё законы. Кроме того, они учитывают своё внутреннее убеждение, а повлиять на него может многое…

Главное для судей – это нормы закона. А для нас – общественников первостепенное значение имеют нормы нравственности и морали. Очевидно, что они, эти нормы, не пригодны для оценки правильности (соответствия закону) тех или иных действий (бездействия).

И это правильно, ведь судьи, как заметил мой собеседник, должны сохранять беспристрастность, которая только и является залогом безошибочности судебного решения.

Что же касается норм нравственности и морали, то они вполне приемлемы для общественного контроля и в том числе над судебной системой...

Основная миссия ОСПы – это оценка качества судебных актов. Дополнительная – профилактика судебных ошибок, обеспечению которой может способствовать дополнение процессуального закона, в соответствии с которым суд должен будет пересмотреть своё решение по требованию одного из субъектов общественного контроля, имеющих государственную регистрацию. И ещё одна функция ОСПы состоит в обсуждении правовых новелл...

Австрийский математик Курт Гёдель доказал, что проблемы, существующие в системе, не могут разрешаться без вмешательства извне, что, надо полагать, относится и к судебной системе. Вмешательство в процесс отправления правосудия недопустим, но для общественного контроля над судебной системой препятствий быть не должно. Потому что вне такого контроля оздоровление судебной системы недостижимо.

А вы поддержите идею ОСПы? - поинтересовался автор этой статьи мнением пользователей юридической социальной сети. Положительны ответ дало 63.6% от общего числа участников голосования; быть может решило 22.7% и только 13.6% сказало нет.