... которые бывают абсолютно разные. Два новых (для меня) кинА, два новых психопата.
"Берлинский синдром" ("Berlin Syndrome") 2017г.
Детище Австралии и Германии.
Клэр туристка из Австралии. Она долгое время жила амебкой у себя на континенте кенг и коал, а потом решила, что хватит с нее, взяла билет до Берлина, собрала чемодан и такая : "Чао-какао, неудачники, я в Европы поехала". На самом деле у нее благая цель: избавиться от своей стеснительности и зажатости и отфотографировать серию про советскую архитектуру бывшей ГДР, к которой она тяготеет морально (нет, не к ГДР, а к архитектуре).
И вот ходит она такая по Берлину, восторженная, вместе с другими туристами пьет вино на крышах и в первый раз в жизни чувствует, что живет. И, конечно, тут по всем законам жанра появляется ОН! Энди работает учителем в школе, он живет в Берлине и любит знакомиться с иностранками, чтобы подтянуть свой английский. Энди мечта любой девушки: он образован, красив, романтичен и вообще выглядит, как потерянный щеночек с грустными глазами. Ясно же, что у него за душой не только розы и прогулки под дождем, но еще какая-то тайная драма, надлом, надрыв. Ну как тут устоять, особенно девушке, вырвавшейся из-под маминого крылышка и отправившейся в одиночку в большой мир? Клэр сражена в самое сердце. Вместо того, чтобы ехать в Дрезден,как было запланировано, она остается в Берлине у Энди.
В первые дни часы влюбленные поглощены друг другом, но работу никто не отменял, Энди нужно на нее ходить. В первый день он "забывает" оставить Клэр запасной ключ. Вечером превращает все в шутку и божиться, что назавтра он, конечно, оставит ей дубликат ... который не подходит к замку на двери. Любовное приключение перестает быть томным, Клэр понимает, что начинает твориться какая-то дичь. Окна в квартире не открываются, а сами стекла не бьются даже стулом. С большим опозданием Клэр хватается за мобильник, но там нет аккумулятора и сим-карты, это просто пластиковая коробочка. Еще не до конца веря в то, что случилось страшное, девушка решает дождаться возлюбленного и спроситьу него, что мол за фигня, дорогой?
Дорогой вечером популярно объясняет ей, что она теперь "его". Сама виновата, могла уехать в Дрезден, но осталась с ним, так что, сорян. И вообще, если она снова будет портить мебель своими попытками выбраться, то он ей руку сломает. Или ногу. Ходить ей далеко все равно в ближайшее время без надобности. Кстати, орать она может, все равно в этом доме только одна обитаемая квартира и принадлежит она Энди. Как и Клэр теперь, да.
И начинают тянуться безрадостные дни, во время которых Энди продолжает ходить на работу, а Клэр не теряет надежды сбежать из этого "любовного плена".
Вообще, у меня не вызвали симпатию ни Клэр (ну она ведет себя так, будто прямо напрашивается, чтобы ее похитили. Я, конечно понимаю, что Берлин это совсем не джунгли Панамы, но Клерушка, дорогая, тыжеж из Австралии, там каждый камень может тебя убить, у тебя вообще врожденная осторожность должна быть), ни Энди (он, конечно, похитил девушку с четко поставленной маниакальной целью, но потом, наигравшись, совсем не знает, что с ней делать). Все повествование тянется и тянется в серых красках каменного двора и обшарпанных стенах квартиры. Как-то тоскливо становится.
Вывод: если у тебя составлен отпускной план и маршрут поездки, то не стоит от них отступать. Даже ради романтиков с миллионом алых роз за пазухой.
"Золотая перчатка" ("Der goldene Handschuh") 2019г.
Если предыдущий фильм вызвал у меня легкое "ну давайте разберитесь друг с другом, госсспади!", то "Золотая перчатка" для меня стала некислым таким ударом под дых.
Что мы имеем? Гамбург, 70-е годы ХХ века. Война уже вроде и давно закончилась, но еще наличествуют в изобилии люди, попавшие под ее стальные колеса и хранящие в себе память об этом времени. И есть бар "Золотая перчатка", нет, это не элитное заведение с крафтовым пивом и стильными интерьерами, тут из роскошного только музыкальный автомат и бессменная рубаха бармена. "Золотая перчатка" -- прибежище для потерянных душ. Здесь и бывший член партии СС, и старик 79 лет, и женщины... пародии на женщин. Вечно молодые, вечно пьяные, возрастные, потерявшие всю свою привлекательность, живущие только от бутылки к бутылке. Кто-то из них еще не совсем опустился и знает себе цену, но на большинстве подтеки косметики, облезшая бижутерия и платья давно вышедшие из моды. И среди них есть еще один завсегдатай бара -- Фриц Хонка. Он типичный неудачник. Что у него за душой? Только комнатка-клетушка под самой крышей не самого престижного дома Гамбурга (Фриц несколько раз за фильм подчеркивает, что этажом ниже живет семья мигрантов из Греции, какой бы это был удар для Германии в 40-е годы), вытертый кожаный пиджак и работа уборщика на заводе. Даже внешности сносной у него нет -- невысокий, сутулый, косоглазый с плохими зубами и посредственными манерами. Кто на него посмотрит? Уж точно не юная блондинка-школьница с соблазнительными формами и шелковой кожей. Только женщины из "Золотой перчатки" могут составить ему компанию, да и то не все, а самые опустившиеся, готовые за выпивку терпеть любые унижения.
Почему же Хонка начал убивать? Мое мнение -- он не был маньяком как таковым, его эпизоды не продиктованы страстью, как, например, у Фишера, нет-нет! Это, говоря на жаргонном языке, пьяная бытовуха. Сколько у нас таких случаев происходит за год? Много. Отличие от дела Хонки таково, что всем в его окружении было наплевать, никто не озаботился пропажей двух-трех бичих, изредка заходящих в бар. Да мало ли, где они? Может, нашли себе другое место, где наливают нахаляву.
Конечно, я не могла не провести параллели с "Дом, который построил Джек" Триера. Оба этих фильма сняты очень реалистично (отпиливание головы в начале "Золотой перчатки" и "охота" Джека в "Доме...", например), оба "маньяка" в них вызывают брезгливое отвращение, но история "Перчатки..." не вымысел режиссера, это реальный случай в истории Гамбурга. И вот именно от осознания этого факта мне стало немного грустно -- если был Хонка, то были и те женщины. Нет, я не нежная ромашка, живущая в мире радуги и единорогов, я понимаю, что это все есть и существует параллельно со мной, но, когда мне лишний раз об этом напоминают, я начинаю хандрить. Мое отношение к пьющим людям резко отрицательное, еще бОльшее омерзение у меня вызывают женщины-алкоголики, а в фильме они показаны без прикрас и очень реалистично: нечесанные и сальные волосы, заношенные и засаленные платья, несвежее белье, оплывшие физиономии (лицами это назвать трудно) с мешками под глазами, обрюзгшие фигуры... в ком-то есть что-то человеческое, еще не до конца умершее "Я", которое истязается ради стакана дешевого шнапса. Их жалко, но в то же время они вызывают омерзение.
Я читала, что на съемках фильма присутствовал психолог, который в любой момент готов был оказать актерам психологическую помощь -- роли по мнению режиссера были очень тяжелые. Мне вот точно бы не помешала хотябы часовая беседа с психологом после просмотра фильма, ибо он всколыхнул во мне очень много личного. Это было ужасно, но я благодарна, именно поэтому мы смотрим подобные фильмы, правда?
Я читала, что режиссер Фатих Акин замахнулся на "Воспламеняющую взглядом" Кинга. Это было бы интересно посмотреть.
Вывод: как говорит судмедэксперт и по совместительству писатель Алексей Решетун: "Товарищи, хватит бухать!"