Эксекий – известный афинский вазописец, которого можно узнать по чернофигурному стилю вазописи. Нельзя не отметить тонкость его рисунков с размахом целой композицией. В изображениях наблюдается ритм, а на фоне иногда видны различные надписи.
Можно глубже ознакомиться с его творчеством на примере амфоры, где изображены Ахилл и Аякс. Два героя этого рисунка выглядят гармонично друг с другом, находясь в определенном положении во время игры в шашки, они создают динамику. Тела отлично прорисованы, зритель в прямом смысле может увидеть каждую мышцу человека, это дает повод полагать, что Эксекий отлично знал человеческую анатомию и пропорции. Ахилл и Аякс изображены в профиль и очень напоминают египетские рельефы нового царства. Однако в отличие от египетских рисунков, у греческих наблюдается больше пластики и жизни. Но ни она черта этого изящного изображения не подчеркивает фигуру вазы, нет конструктивной функции. Сосуд и рисунок как будто сами по себе.
Также немаловажную роль играет орнамент. Он располагается не только на рисунке, но и на всей поверхности вазы. У Алилла и Аякса орнамент покрывает одежду, в виде орнамента изображены также и волосы одного из героев. Особенность этой декоративной росписи заключается в том, насколько ювелирна была работа над ним. Максимально мелкие детали прорисованы с необычайной точностью. Сложно представить себе, сколько потребовалось сил и времени, чтоб создать такое произведение.
В изображении двух героев можно увидеть напряженность, каждый хочет одержать победу в игре. Сложно сказать что-то о чувствах персонажей, их лица практически идентичны. Основные отличия заключаются в носах и бровях. Но именно легкий штрих бровей, отличающийся всего лишь количеством линий, уже может сообщать о каких-то эмоциях.
На другом произведении Эксекия - на чаше Диониса изображен корабль окруженный дельфинами и виноградом. Эта композиция отличается не только рисунком, но и дополнительным белым цветом в парусе и линиях. Зритель, хоть и не видит моря, однако ему предельно ясно, что дельфины летят как будто по волнам, а корабль несет за собой порыв ветра, который уперся в парус. Здесь также можно наблюдать характерную легкость присущую Эксекию. Орнамент здесь шарообразный, он охватывает виноград и мантию Диониса, лежащего на корабле. Если сравнивать это произведение с «Ахиллом и Аяксом», то ключевое отличие заключается в том, что Дионис и дельфины связаны с чашей, они являются одним целым, в них есть та самая связующая функция.
Подобные линии тела, которые присутствуют на сосудах выше, можно увидеть и на других вазах. Тонкие штрихи подчеркивают мышцы, но это не утяжеляет человеческую фигуру. Орнамент может как заполнять отдельный предмет, так и просто гулять по поверхности сосуда.
В целом, можно сказать, что все творчество мастера Эксекия основывается на ювелирном изображении человека, каких-то историй, а сопровождают все это различные орнаментальные композиции.