Найти тему
Simferopol

Центровка самолёта. Почему, даже при наличии огромного количества свободных мест, пассажиры сидят в определённых зонах.

Любой движимый объект в физическом мире имеет свой центр тяжести. У каждого объекта он свой, и, может меняться, в зависимости от веса и расположения тех или иных объектов. Если для одних объектов центр тяжести не играет огромной роли, то, для самолёта - это крайне важный показатель. Вплоть до того, что смещённый центр тяжести может стать причиной авиакатастрофы.

Грузовой Боинг 777, вставший на дыбы, из-за неправильной загрузки. Тут всё обошлось - самолёт только готовился к отправке.
Грузовой Боинг 777, вставший на дыбы, из-за неправильной загрузки. Тут всё обошлось - самолёт только готовился к отправке.

Вес самолёта складывается из веса пустого самолёта (планер, двигатели, несъемное оборудование), веса топлива, пассажиров, грузов, экипажа и т. д. Если найти равнодействующую сил веса всех частей самолета, то она пройдет через некоторую точку внутри самолета, называемую центром тяжести.
При изменении количества пассажиров и груза, или при изменении полетного веса
самолета в результате выгорания топлива, меняется положение центра тяжести, следовательно, меняется и центровка самолета.

Именно, поэтому, для одного и того же борта, например, средней вместимости Боинга 737, летящего в одно и тоже направление, даже с одинаковым количеством пассажиров, центровка может быть абсолютно разной - например, в первом может быть заложен дополнительный груз в виде почты, в результате чего нагрузка на передний отсек возрастает, соответственно, пассажиров (при неполной загрузке) будет необходимо рассаживать в середине и конце салона.

Как же всё происходит?

У специалистов-работников аэропорта, занимающихся центровкой бортов, есть данные по рейсу - сам борт, топливо, груз, количество пассажиров и прочее. Исходя из данных, специалисты рассчитывают вес пассажиров, груза, топлива по зонам на весь борт и распределяют его равномерно. Исходя из этого, специалист даёт данные агентам на регистрации о рассадке пассажиров в салоне (например, в начале салона - не более 6 человек, в середине - не более 12, в хвосте - 20 - всего 38 пассажиров). Поэтому, на регистрации, посадить пассажира по его желанию одного или в начале салона, не предоставляется возможным - произойдёт нарушение центровки.
Конечно, как показывает практика, не все пассажиры понимают это и часто идут на конфликт, мол, "от одного человека ничего не изменится". Но, если все начнут просить места там, где хотят, то, соблюсти центровку станет невозможным.
Прошу с пониманием отнестись к ситуации, когда Вам не дают "любимое" место, даже если оно пустое - делается это для Вашей же безопасности.

Автор: Александр Юрин