Найти в Дзене

Герои и памятники в разрезе исторических процессов в США

Памятник может служить прекрасными солнечными часами.

А потом, когда его уберут, станет ясно, что за час пробил.

Станислав Ежи Лец, «Непричёсанные мысли»

Так как я не являюсь “игроком” на политической арене, считаю некорректным рассуждать о происходящем в Америке. Уверена, что многие моменты от (пусть будет грубое но верное) «обывателей» скрыты. Плюс, я не эксперт, нет у меня глубинного понимания нюансов американской внутренней политики, и собственно понимания психологии столкнувшихся в глобальном конфликте масс. Могу только предположить, что применяемые “участниками” политтехнологии, игры за президентское кресло, внутренние противоречия между американцами, наконец удручающая экономическая ситуация слились в такой гордиев узел, что, видимо, распад США на отдельные штаты и будет тем решением, которое “разрубит” клубок проблем (позитивный вариант). Или начнется третья мировая - этот вариант тоже нельзя сбрасывать со счетов, зная любовь американских политиков к радикальному способу решения проблем. И да, я понимаю, что те варианты, которые я “вижу”, есть суть мои подспудные ожидания, навеянные российскими политтехнологиями, реализуемыми через СМИ. 

В сложившейся ситуации мне интересны два момента. 

Джордж Флойд. Афроамериканец, убитый полицейским во время ареста. Если вновь обращаться к аналогиям и фразеологизмам, то он тот камешек, что попал меж жерновов. Не “злодей”, но и не тот, чью жизнь стоит впечатывать в историю, кладя его в “золотой гроб”, воздвигая ему памятники. “Золотой” гроб, гораздо более “политически” символичен, если уж рассматривать ситуацию с изрядной долей иронии. 

Собственно, возведение Флойда в статус героя, сакральной жертвы системы меня и удручает. Изречение Юлиуса Фучика: “Герой — это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества” очень точно, почти в рамках “словарного” определения описывает момент героизма. 

Сопротивление Флойда аресту есть то, что нужно американскому обществу? Тот самый героизм, точка бифуркации, которая развернула историю США в другую сторону? Так ведь нет. Все началось раньше, с насаждения толерантности. И извинения со стороны киностудий, вроде Диснея, за ранее созданные картины, где звучали “неприемлемые” современным штатам идеи, это далеко не единственный показатель, что процессы по изменению внутренней социальной политики идут давно. Флойд с исторической точки зрения лишь одна из сотен невзрачных теней на занесенных пылью дороге жизни. В США и за сутки, за неделю, месяцы до его смерти были точно такие же “жертвы полицейского произвола”. 

Сложно сказать, был ли тот взрыв протестов, который последовал за его смертью спланирован (о, чем не теория заговора: полицейскому давали задание сверху убить чернокожего...), или, действительно, случайно спровоцировал волнения масс. И сейчас я употребляю именно научный термин, когда под психологией массой подразумевают совершенно определенные и закономерные процессы. 

Факт остается удручающим фактом - героем толпы стал человек, который не сделал ровным счетом ничего. Преступник, оказавший сопротивление аресту. 

И вот здесь мы подходим к другому интересному моменту. Толпа, с точки зрения социальной психологии, это кратковременное явление. Выпав из общих масс (вернувшись домой, поцеловав дочь или сына на ночь), человек вновь обретает себя, становится личностью. То есть, первая волна протестов объяснима, как определенный регулирующий механизм. 

Но. Участник протеста рано или поздно придет домой. Ляжет спать, выпьет чашку чая или кофе, поцелует мать, дочь или сына в щеку и задастся вопросом, что же дальше? Каково его место в том, что будет завтра или через месяц. Включится личностная оценка событий, которая есть совокупность знаний, опыта, личностных ценностей, наконец. 

То есть, вторая волна может рассматриваться как сознательный выбор каждого участника движения - остаться в стороне от событий или продолжить борьбу за идею. И что мы видим в качестве борьбы? Снос памятников, требование к людям вставать на колени и просить прощения, погромы. Масса эмоций, сотни неправильных решений, бездействие власти (вот они низы и верхи!). И где здесь место иному, не флойдовскому героизму? Где те, кто отстаивает памятники, как исторический или хотя бы культурный элемент американской жизни? Где уважение к собственному прошлому? Почему американцев не научили уважать не только чужой труд, но и историю, которая является частью их самих? 

И да, я отлично осознаю, что текст сумбурный, по сути поток мыслей, но… накипело.