- Здравствуйте, класс!
- Здравствуйте!
Ученики поспешили занять свои места, когда услышали вошедшего педагога.
- Добрый день, Наталья Андреевна! – вставила в хор голосов одна из учениц.
- Добрый, Катя! – откликнулась та.
- Хорошего вам занятия и послушных учеников! - продолжила девочка.
Дети заулыбались. Кто-то засмеялся.
- Спасибо, Катя, и за это пожелание! – удивилась учительница.
- Присаживайтесь.
Когда все уселись и приготовились внимать, Наталья обьявила тему урока.
- Сегодня мы попробуем наладить связь с бактериями.
В классе зашуршали и заулыбались.
- Последние десятилетия умы человечества будоражит космос. Человек пытается преодолеть огромные расстояния и воспользоваться ресурсами других планет. А затем, и поселиться на них.
- Но вселенная имеет подобия на сверхбольших и сверхмалых расстояниях. Картина звездного неба напоминает картину, которую образуют атомы и молекулы.
- Если мы взглянем на любой увеличенный, очень сильно увеличенный предмет, то увидим обширное пространство между мельчайшими частичками, из которых этот предмет состоит.
- И как в космосе мы можем встретить другие мыслящие цивилизации, так и в крошечных мирах мы могли бы постараться кого-нибудь найти.
Наталья Андреевна прохаживалась перед классом, пока рассказывала. Не все заметили, как она от прогулки перед доской, перешла в ряды между партами.
И на словах:”… постараться кого-нибудь найти”, остановилась перед учеником, котрый рисовал что-то и был не внимателен, чтобы заметить вовремя учителя. Она подняла в воздух его тетрадь.
Некоторые мальчики и девочки засмеялись, благодаря такому совпадению.
- Смотрите, как Алексей красиво рисует. Прямо во время урока!
Тот покраснел.
- Я уверена, Алексей, что сегодня ты прекрасно справишься с заднием и будешь первым докладчиком о бактериях.
- Упомянутые мной обитатели малых пространств – бактерии, - продолжила она занятие.
- Да, они велики по отношению к атомам. Они сами – целые вселенные. Но речь сегодня о них.
- Кто нам что-нибудь расскажет об этом? Об их вреде или пользе.
Вызвалась Таня. Она всегда отличалась активностью на уроках.
- Говори, Таня!
- Бактерии окружают нас везде. Их тысячи. В воде, воздухе, земле. Мы моем руки с мылом, чтобы их не скушать вместе с едой и не заболеть. Хотя мы их все равно скушаем. Какую -то их часть. И в нас они живут.
- Достаточно. Спасибо, Таня!
- Денис, теперь ты.
Тот оживился. Подергал себя за одежду и стал говорить.
- Банки с вареньем или компотом начинают бродить, если их плохо закрыли и туда попал воздух. А в нем бактерии. Они кушают варенье.
Послышались смешки.
- И оно бродит. И молоко специально заставляют бродить, чтобы кисломолочные продукты были и дрожжи добавляют в тесто. А это бактерии. И тесто пышнее получается от этого.
- Да, бактерий много, они везде! – продолжила учительница. – Они выполняют какую-то свою, возложенную на них природой функцию. И связана она с химическими реакциями, изменениями в веществе. А что, если бы мы могли направить их действия: например попросить скушать пластиковый пакет или металлический предмет.
- Все сегодня хорошо покушали перед занятиями? – спросила она класс.
Многие заулыбались.
- Возможна ли такая связь с мельчайшими бактериями, их управление?
- Как такое управление осуществить?
- У кого какие мысли на этот счет?
Вызвался Андрей.
- Можно понаблюдать какие бактерии что кушают. Поискать их в природе.
- У ученых есть такие методы – найти и использовать штамм. И даже вывести новые виды с желаемыми свойствами.
- Но не какие угодно полезные их свойства удается найти. Что то хотят и до сих пор не нашли.
- Так, хорошо – это современный научный подход, - отметила Наталья Андреевна.
- А существует ли другой подход, более природный, и может даже несколько фантастичный, но отвечающий вложенным в человека умениям?
- Я предлагаю вам об этом сейчас подумать и написать небольшой рассказ, как это можно сделать. Проявите фантазию. Приступаем!
Дети открыли тетради.
В тишине и задумчивости, иногда мелькавшей на чьем-то лице улыбке прошло оставшееся время занятия.
После перемены на втором уроке настал черед проверки.
- Как я и обещала, первым вызовется с ответом Алексей.
Тот встал и вышел перед классом с тетрадкой в руке.
- Разных животных дрессируют в цирке, и они делают много всяких вещей, - начал он.
- Так и бактерии, я предполагаю, можно попробовать надрессировать.
- Как зверям всяким дают скушать сахарок или, скажем, другой кусочек пищи за правильно выполненное действие, так и крохотных бактерий можно поощрять их любимой едой.
- Как им объяснить, что нужно съесть, к примеру, кусочек металла? – спросите вы.
- Ну, может, как и животным им нужно сказать вслух, что мы хотим. У бактерий нет ушей, как у крупных существ. Так последние и не знают же человеческий язык. И их еще подталкивают к нужному действию палкой или хлыстом, что, конечно, не очень хорошо.
- Можно в трубке закрытой с одной стороны тонкой металлической пленкой, с другой стороны создать неблагоприятную для их жизни среду, и чтобы она к ним потихоньку приближалась. Они будут вынуждены, чтобы избежать неприятного, преодолеть металл, съесть его.
- Такое, вот, я сочинил, - закончил Алексей.
- Есть вопросы у класса к Алексею? – спросила Наталья Андреевна.
Поднялась рука.
- Спрашивай, Петр, – сказала она.
- А что, если выбранные для работы бактерии не могут вообще есть металл?
- Нужно подобрать те, которые наиболее подходят для этого. Кушают что – то твердое может быть. Не знаю, может те, что едят дерево. В нем же то же есть металлы в виде элементов.
- Так дерево очень медленно перегнивает от бактерий, - возразил Петр.
- Так их и не подгоняют. Они и пируют себе не спеша!
- Хорошо, достаточно! – взяла слова Наталья Андреевна. Вам обоим задание на дом: подумать, какие бактерии наиболее подходят для переработки металла. И обсудить, возникающие возражения.
- Теперь же спросим еще кого-нибудь. Есть желающие?
Подняла руку темноволосая девочка с короткой стрижкой.
- Света, рассказывай! – предложила учительница.
Та вышла, как и Алексей, к доске с тетрадкой и приступила к изложению.
- Я тут немного поменяла свой рассказ, слушая Алексея. Он даже становится своего рода продолжением к его выступлению. Но у меня есть важные уточнения!
- Расскажи о своих уточнениях, Света.
- Я предлагаю не говорить вслух с бактериями, можно и вслух, но не это важно. С ними нужно общаться мысленно. Может так и устроено в природе, что раз нет у кого - то ушей, то нужно представлять в голове то, что мы от них хотим. Нарисовать в воображении, как они кушают металл, что он исчезает под их напором.
- И как в случае с дрессировкой крупных животных, их лучше не наказывать, а поощрять! Все любят ласку человека. Нужно с добротой о них думать, мысленно говорить им хорошие слова. А если они начинают выполнять нужное нам действие, то согреть их своей благодарностью!
- Это мои уточнения, - завершила она свой рассказ.
- Хорошо, Света. Есть вопросы у кого-то?
Вопросы возникли у Оли.
- А почему они тебя вдруг услышат, поймут твои мысли? -задала та вопрос. Ты что пробовала?
Та не смутилась, а ответила.
- Я не пробовала. Но может, если попробуют многие, то у кого-то получится.
- Вам обеим задание: попробовать пообщаться с бактериями, - заключила их диалог учительница. – О результатах рассказать на уроке.
- Так, кто следующий? - поинтересовалась она у учеников.
- Дима, - вызвала она одного из тех, кто поднял руку.
Тот, как и два предыдущих докладчика, вышел к доске.
- Света рассказала о мысленном усилии для достижения результата. И я предлагаю использовать мысль, образ для зарождения необходимых бактерий.
- Один или лучше несколько человек представляют, что такие бактерии появляются, возникают из ниоткуда. Звучит фантастично, но может… бактерии, ведь, такие маленькие!
- Когда-то я слышал, что раньше не было такого количества болезней, вызываемых вирусами и бактериями. Появление новых штаммов вызвано усилением сбоев в программе человека. И эти мелкие существа появляются, как подпрограммы для устранения ошибок. То есть они – материализованные мысли.
- Вполне вероятно, что возможно зарождение бактерий с помощью мысленных усилий.
- Но у меня есть и еще вариант. Можно попытаться вырабатывать необходимые свойства у бактерий с течением времени. Можно в их основную пищу добавлять больше и больше материала, для переработки которого мы их готовим.
- Это все, что я написал.
- Вопросы? - тут же взяла слово Наталья Андреевна.
- Павел, - обратилась она к ученику, который тянул руку.
Тот задал вопрос.
- А как люди будут сообща зарождать бактерий? Что делать?
- Соберутся в одной комнате. Сядут за круглый стол. А в его центре будет стоять банка с кусочком металла. И они будут вместе представлять, как появляются бактерии и кушают металл.
- Так, задание вам: пообщаться отдельно на эту тему. Переходим к следующему. Кто хочет выступить?
На следующем занятии, которое проходило в другой день, Наталья Андреевна проверила домашние задания. А затем, вместе с учениками были подобраны наиболее понравившиеся всем предложения для более детального обсуждения на отдельных уроках.