Найти тему
VKONLINE

В Zoom, «Майнкрафте» и по телефону

Оглавление

С самого начала режима самоизоляции показы театров в интернете можно было разделить на две основные группы: трансляции спектаклей, поставленных на сцене, и проекты, подготовленные специально для виртуальной платформы. Сегодняшний рассказ - о вторых: спектаклях в компьютерных играх, сервисе видеоконференций Zoom и мессенджере WhatsApp.

Сконструировали «Вишневый сад»

Как поставить 15-минутный спектакль, чтобы он попал в новостные ленты всех непрофильных изданий? Сделать его в игре «Майнкрафт». В БДТ этим занялись режиссер Эдгар Закарян и архитектор Андрей Воронов . В игре построили виртуальную копию Большого драматического. Геймеры с аккаунтами могли самостоятельно прогуляться по театру и зайти в зал к третьему звонку, остальные зрители смотрели трансляцию на YouTube.

Премьеру «Вишневого сада» (12+) анонсировали как «ироничный, но достоверный brief знаменитой пьесы». Получился хулиганский пересказ, в котором диалоги вроде «Здрасьте! - Забор покрасьте!» чередовались с кусками оригинального текста. Актеры Ирина Патракова , Виктор Княжев , Максим Бравцов и Алексей Фурманов в реальном времени управляли своими аватарами и озвучивали их. Стилистика варьировалась от утрированно театральных монологов главных героев до отвязной манеры рассказчика. Фирса «сыграл» ботзомби. Получилось очень забавно и не бессмысленно. «Майнкрафт» - игра, напоминающая конструктор «Лего», в которой нужно разрушать и строить.

В пьесе Чехова на смену старому миру грубо приходит новый, так что сюжет отлично вписывается в игровую вселенную. Пока персонажи спорят, бьют стекла и ездят на торги, рабочие над ними уже крушат сложенный из зеленых и белых кубиков вишневый сад и строят ровные ряды коттеджей.

Премьера БДТ - не первое «карантинное» событие в «Майнкрафте» (например, Донской технический университет делал там выставку и концерт пианиста Кирилла Рихтера ) и не первый спектакль в компьютерной игре. «Мастерская Брусникина» недавно выпустила премьеру «Неба» в игре Sims 4. Пока трудно сказать, сохранится ли этот жанр после выхода с карантина и появится ли в нем что-то более сложное. БДТ обещает целую серию майнкрафт-спектаклей по мотивам школьной программы.

«Алло»

На противоположном полюсе от спектаклей в компьютерных играх - «Алло» Бориса Павловича . Теплый долгий ламповый разговор по телефону. Почему-то ассоциацией с ним у нас стал стационарный телефон, хотя разговор идет, конечно, по «Ватсапу». Но все остальное - из времен дисковых аппаратов, бумажных книг и знакомств на танцах. Об этом спектакле хочется рассказывать и рассказывать - но нельзя, убьешь интригу, придуманную драматургом Элиной Петровой . Нельзя даже читать заранее текст - его пришлют минут за 10 до созвона. Можно, конечно, но зачем нарушать правила игры?

Про новые «карантинные» спектакли не всегда даже найдешь, каким глаголом сказать. Вот и к «Алло» не подойдут ни «смотреть», ни «слушать». Зритель здесь становится вторым персонажем, соучастником и собеседником. От него во многом зависит ход сюжета, близость контакта, серьезный или игровой подход. Текст частью прописан в присланной пьесе, частью отдан на откуп импровизации. В моем диалоге с актрисой Катериной Таран был интересный момент: я пропустила одно из первых переключений со свободного общения на фиксированный текст и несколько реплик продолжала импровизировать. После (а в спектакле прописана возможность созвониться с актрисой, чтобы поделиться впечатлениями) оказалось, что она ничего не заметила.

Наверное, удивительнее всего в «Алло» - какая степень близости с незнакомым человеком возникает за час разговора. Кто-то говорит «от себя», кто-то придумывает маску персонажа, но кажется, для всех этот разговор становится в той или иной степени терапевтическим. У актрисы тоже предусмотрены лакуны для свободного общения, и образ девушки Лиды дополняют впечатления реальной Кати, живущей в карантинном летнем Питере. Спектакль возник в апреле, в период самых строгих ограничительных мер, и наверное, мог появиться только в это время с его острой нехваткой живого человеческого общения. Проект взял паузу на лето, но осенью обещает вернуться. Следить за новостями можно на сайте alloteatr.ru.

Спектакль (16+) создан проектом «Разговоры» при поддержке СТД.

«Брак»

Самый популярный «карантинный» жанр - спектакль на платформе для видеоконференций Zoom. Один из самых удачных - «Брак» Семена Александровского - сделан для питерского фестиваля «Точка доступа». В эти месяцы обычно работающий с сайт-специфик театром форум стал точкой притяжения самых неожиданных новых форм.

В «Браке» (18+) сбываются все самые пессимистические ожидания сегодняшних параноиков. Драматург Ася Волошина берет классическую схему антиутопии: 2035 год, мир, переживший карантин и коронавирус, перешел на виртуальные рельсы. Никакого реального секса, дети из пробирки, высший и нижний мир (все невиртуальное, само собой, удел нижнего). Впрочем, некоторые архаичные формы все-таки остаются - Нора и Миша состоят в браке.

Как всегда в таких сюжетах, находится кто-то, кто бунтует против порядка вещей. В этом случае - женская половина ( Алена Старостина ) склоняет мужа ( Иван Николаев ) к старомодному невиртуальному телесному контакту. После этого супруги на время разъезжаются, и зрители становятся свидетелями их свидания в Zoom. Впрочем, не только зрители. Все время разговора в этом виртуальном мире есть третий - в отдельном окошке в углу экрана он «гуглит» незнакомые слова, определяет координаты героев, отправляет кому-то запись, в общем, всячески бдит. Героиню не зря зовут Норой - ее бунт напоминает поведение тезки из «Кукольного дома» Ибсена. Супруги даже разговаривают по-разному: она - как живой человек со своей болью и желаниями, он - сыплет большими кусками текста с научными терминами, призванными описать всю привлекательность высшего мира новых технологий.

Из других литературных аналогий нельзя не вспомнить «iPhuck 10» Виктора Пелевина , правда, в 2017 году еще не было такой реальной почвы для этого сюжета. «Брак» - не единственный спектакль, в котором отправной точкой становится самоизоляция, но один из самых удачных в этом сочетании футурологии с человеческим измерением, новой театральной формы - с традиционной игрой актеров. В цифровом будущем люди все также боятся и любят, ссорятся и пытаются объясниться. Спектакль еще будут играть в программе фестиваля «Точка доступа», следить за появлением новых дат можно на сайте tochkadostupa.spb.ru.