Поверьте, я никого не хочу обидеть. Однако есть вопросы, услышав которые любому сотруднику магазина хочется вначале улыбнуться, а прослушав один и тот же вопрос/замечание десятки раз от разных покупателей – плакать или кричать. Например:
1) Почему у вас это стоит так дорого/так дешево? Ценообразование – очень сложный и важный вопрос. Он зависит от такого количества факторов, на него влияют столько людей, современная цена имеет столько уровней, что старая схема: себестоимость + наценка магазина уже давным-давно не работает. Знаете ли вы, например, что многие овощи, фрукты, продукция местных производителей часто продается ниже себестоимости? То есть, магазин закупает их дороже, а продает вам дешевле! Да-да, это действительно так. Ни одна сеть не позволит своим магазинам быть полностью самостоятельными в определении цены. Поэтому ответ на такой вопрос – тайна за семью печатями. Рядовой сотрудник не знает на него ответа. Не мучайте его.
2) Почему вы не закажете то-то и то-то? Так часто спрашивают люди солидного возраста. Не имея представления о принципах работы современных сетевых магазинов, они руководствуются сложившимися у них стереотипами, что где-то там в кабинете сидит человек, которому достаточно позвонить по телефону поставщику или набрать нужную цифру в компьютерной программе, и товар завтра же (а может даже и сегодня) привезут в магазин. Если вы когда-либо имели отношение к торговле, вы понимаете, что имеется в виду. Если же вы никогда не работали в ритейле, то трудно будет объяснить вам, что все сейчас работает совсем не так. Ограничусь тем, что скажу, что большинство магазинов в наши дни вообще не имеют никакого отношения к заказу товаров.
3) А какой чай/колбасу/стиральный порошок и т.п. вы мне посоветуете? Это вполне уместный вопрос для магазина непродовольственных товаров или бытовой техники, но никак не для продовольственного супермаркета. Попробуйте сосчитать то количество видов чая/колбасы/порошка, которые вы видите перед собой. А теперь подумайте, если бы у продавца было столько денег, чтобы все это попробовать, стал бы он работать продавцом? Или вы наивно полагаете, что каждому продавцу в обязательном порядке дают попробовать все, что лежит на витрине? Если он вам и посоветует что-либо, то:
· сделает это из своего личного опыта и предпочтений. А ваши вкусы могут не совпадать, как и покупательская способность.
· порекомендует вам то, что надо продать (залежавшийся, неходовой, дорогой, почти просроченный товар и т.д.). Вам нужен такой совет?
4) Почему у вас всегда неправильные ценники? Сотрудники магазинов сразу возмутятся – ну, во-первых, не всегда и не все. Во-вторых, вы, покупатели, сами часто не туда смотрите и не читаете, что на ценнике написано, а потом возмущаетесь. В-третьих, они могут привести массу причин, почему они не виноваты – проблемы с программой переоценки, огромное количество ценников, нехватка персонала и т.д. и т.п. Покупателей, конечно, мало интересуют все эти оправдания. Они хотят быть уверенными, что, взяв товар на кассе, заплатят за него столько, сколько указано на ценнике в торговом зале. И, разумеется, они правы. Вот только сделать что-либо, чтобы радикально улучшить ситуацию с неправильными ценниками, продавцы зачастую не в состоянии – не они разрабатывали эту программу переоценки, не могут они за 5 минут выставить 1000 ценников. Попробуйте отнестись с пониманием.
5) Почему у вас не работают все кассы?А почему вы думаете, что они все должны работать? Если, скажем, в гипермаркете установлено 40 касс – это вовсе не означает, что все 40 должны постоянно работать. Для чего они тогда нужны? Избыточные кассы предусмотрены для пиковых продаж – предпраздничных дней. А в обычные дни количество работающих касс рассчитывается исходя из планируемых объемов продаж и имеющихся сотрудников. К сожалению, невозможно все предугадать с хирургической точностью – отсюда и очереди. Но если кассиров нет на работе – их никто для вас не слепит из воздуха, как бы вы ни возмущались. Иногда, конечно, приходится вызывать на работу дополнительных сотрудников, но поймите, что кассиры тоже люди – у них свои планы, свои семьи. А платить зарплату сотрудникам только за то, что они будут сидеть на рабочем месте и ничего не делать (если нет покупателей) – никто не будет. Или, может быть, вы хотите это сделать?