Привет, сегодня продолжаем копаться в поджанрах фэнтези. Вот тут кстати первая статья серии, если пропустили, там начало этой истории.
Технофэнтези. Довольно интересный жанр, возможно много вариантов. Первый – это магия сосуществует с технологиями. То есть мир где есть и ружья и, например, паровые машины (да-да, это запросто может по совместительству быть стимпанк) и колдуны с молниями. Или два разных пути развития, вселенная, где магия воют против технологий – колдуны против огромных железных роботов. Или бывает так, что магия подменяет науку – то бишь, например, джины вместо самолетов. Или наоборот, уже наука подменяет магию – на огромной космической станции создают мир где, якобы, действует волшебство.
Примеры: «Разрешенное волшебство» Ника Перумова, «Город Осень» Павла Корнева, Doom eternal
Научное фэнтези. Ну тут на самом деле всё довольно-таки просто. Описываемая магия это не просто молния из посоха, она имеет какое-то псевдонаучное объяснение. Сеттинг, при этом, может быть любым – и прошлое, этакое классическое средневековье и наши дни и научно-фантастическое будущее
Примеры: «Князь Света» Р. Желязны, «Имя Ветра» П. Ротфусс.
Ироническое (оно же юмористическое) фэнтези. В данном случае, полагаю, суть ясна из названия. Данные книги имеют довольно легкий, ироничный характер повествования и зачастую высмеивают штампы/ шаблоны жанра.
Примеры: творчество Андрея Белянина, Терри Пратчетт «Плоский мир».
Женское фэнтези. Поджанр на стыке фэнтези и любовного романа. Главная героиня, как правило, молодая девушка. Очень много внимания уделяется любовной линии и, в отдельности, переживаниям главной героини. Часто обыгрывается какой-нибудь любовный треугольник, а сама героиня попаданка – из нашего мира собственно в фэнтезийный. Причем фэнтезийный мир, как правило, сделан по довольно-таки классическим канонам. И авторы в этом жанре, зачастую, тоже девушки.
Пример: Елена Звездная «Академия проклятий»
Тёмное фэнтези. Книги этого жанра рассказывают нам про мир где всё плохо. Где Зло уже победило. И героям, поэтому, приходится выбирать не между добром и злом, как в других книгах, а между двух зол, искать меньшее. И, таким образом, Зло, получается, непобедимо – ведь можно одолеть какого-то конкретного Тёмного Властелина, но на его место просто придёт новый и всё. Потому что в таком мире других альтернатив в принципе нет. И совсем не факт что новый Темный властелин будет чем-то лучше прежнего.
Мир в тёмном фэнтези мрачный и неприятный, а всё сверхъестественное, так или иначе, враждебно человеку.
Примеры: «Второй апокалипсис» Скотта Бэккера, «Малазанская книга павших» Стивена Эриксона.
Мифологическое фэнтези. Фэнтези, которое по своему стилю очень близко к различным мифам и легендам. Причем речь не о том, что такие книги как переиначивают имеющуюся в нашем мире мифологию – нет, они создают новую, свою. Речь именно о стилистике и манере изложения материала.
Примеры: ««Сильмариллион» Дж. Толкина, «Боги Пеганы» Лорда Дансени.
Также в фэнтези существует разбивки не по поджанрам, а по какой-то одной, отдельной характеристике, например по мифологии народа (славянское фэнтези), по количеству боёвок, их месту и важности для сюжета (военное фэнтези) и так далее. Но это уже довольно узкие определения, которые не являются самостоятельными, то есть они в обязательном порядке сочетаются с чем-то, что мы перечислили выше.
- Например, роман «Волкодав» Марии Семеновой очевидно славянское фэнтези, но при этом – героика.
Ну и конечно стоит понимать, что жанры фэнтези, так или иначе, постоянно смешиваются друг с другом – и книг в каком-то одном, чистом виде не так много. Даже появилось такое понятие как «мартиновское фэнтези» - где смешиваются такие, казалось бы, противоположные жанры как низкое и высокое фэнтези. Конкретно Песнь Льда и Пламени имеет все признаки низкого фэнтези, но при этом масштабность, грандиозность и, во второй половине саги – огромную сверхъестественную угрозу для всего мира.
И на этом сегодня всё. До новых встреч!