Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Легенда о Коловрате»: как снимать недорогие, но крутые фильмы

Коловрат со своими знаменитыми двумя мечами.
Коловрат со своими знаменитыми двумя мечами.

Очень хорошее и важное для России кино. Не зря были полные залы, и фильм неплохо собрал в проката (около 11 млн долларов при бюджете в 6 млн). Это настоящее художественное произведение, во многом более качественное, чем «Викинг». Это притча, кино, наполненное символизмом, почти как работы Тарковского, только в облегченном для широкого зрителя исполнении.

Сказочные  монголы удивлены русской бодростью духа.
Сказочные монголы удивлены русской бодростью духа.

Понятно, что почти все нарисовано, иначе за такие деньги ничего не сделаешь. Нарисованность заметна, но для сказки, для кинобылины это не проблема, и авторы даже умудряются выкрутить рисованность себе в плюс, усиливая этим художественность. Тут даже герои порой выглядят нарисованными, и общий эффект такой: мы как бы разглядываем ожившую средневековую роспись на исторические темы.

Алексей Серебряков в роли князя Юрия.
Алексей Серебряков в роли князя Юрия.

В этом смысле радуют костюмы, реквизит, работа художников, удачна и похвальна игра с цветом. Одежда и даже лица героев, например, почти постоянно с золотым оттенком, кажется порой, что им даже грим такой втирали, плюс – коррекция по цвету (в итоге не грязь на мордах, а наоборот – лица словно светятся благолепно). Вообще много золота, как на иконе, созданной на исторические темы (таких работ немало). Круто выглядит.

Именно как ожившая роспись, а не какой-то там комикс. И не только золото. Много красного – от крашенных теремков до рябины на снегу (в фильме «Он – дракон» это уже делали, в «Коловрате» не забыли, и во всем таком русском фэнтези рябина быть должна, наша тема), до красных флагов. Символизм «Коловрата» тоже удачный. Главная фишка – постоянные провалы в памяти у Коловрата, как символ временной потери национального самосознания – просто очень крутая. Очень.

Героический воин Захар в  исполнении Тимофея Трибунцева мог бы запросто  бить фашистов под Москвой.
Героический воин Захар в исполнении Тимофея Трибунцева мог бы запросто бить фашистов под Москвой.

Актеры все молодцы. Илья Малаков – отличная находка. Будет звездой сейчас, наверно. Наверно, хорошо, что выбрали его, а не Федорова, о котором говорилось ранее. «Интерн» Александр Ильин-младший качественно бурчит и шутит весь фильм, а когда в тандеме с героем Тимофея Трибунцева (этот предсказуемо великолепен и полностью в своей тарелке, особенно после «Монаха и Беса») так вообще праздник.

История в фильме сжата до сказки, былины. И ничуть от этого не проиграла.
История в фильме сжата до сказки, былины. И ничуть от этого не проиграла.

Сразу две удачных женских роли. Настя, жена Коловрата (Полина Чернышева) – отличная одновременно красна-девица из терема и настоящая русская баба. Лада (Юлия Хлынина) – спутница Коловрата в «дорожной» части кино – созвучна образам певицы Максим и внешне, и в своей самоотверженной влюбленности (так и хочется затянуть «Вдоль ночных дорог»). Плюс – это еще и очередная женская персонификация Руси (см. мой текст об этом приеме в российском кино), которую и защищает главный герой.

Диалоги – годные. Шутки, прибаутки и всякие народные мудрости – в кассу. «Все пошли, и я пошел. Все нашли, и я нашел. А сегодня поутру все помрут, и я помру», – эффектно отыгрывает свою кульминацию Тимофей Трибунцев. Есть, кстати, и очень серьезная отсылка к финальной сцене фильма «Я — русский солдат» про героя Брестской крепости.

В роли Евпатия Коловрата актер Илья Малаков.
В роли Евпатия Коловрата актер Илья Малаков.

Ну, и снова намеки на ломку четвертой стены, кинолегенда осознает себя легендой, даже относительно легенды. Финал с рассуждениями о реальном количестве бойцов (по летописям-то их было что-то 1700, а не 20-30, как в фильме) очень близок к финалу еще одного на коленке сделанного геройского хита «28 панфиловцев». Судя по «Коловрату», наше кино постепенно нащупывает какие-то очень правильные пути. Смотреть точно стоит.

Полина Чернышова в роли Насти. Еще одна женская персонификация Руси.
Полина Чернышова в роли Насти. Еще одна женская персонификация Руси.

Спасибо за дочитывание!
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, и до новых встреч!
Мои тексты на близкие темы: «10 реплик о дикой крутости российского боевика «Скиф»; Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 2); "Самые яркие актрисы в образе России-матушки (часть 1)".