Найти тему
Тёмный историк

Гражданская война: «Безумный Макс» по-русски.

У каждой войны имеется свой привычный образ. Наполеоновские — яркие мундиры, «уланы с пестрыми значками», пехотные каре и пушечные ядра. Первая мировая — «Верден», «на Западном фронте без перемен», траншеи и окопы. Вторая мировая — танковые баталии, господство авиации и уличные бои Сталинграда.

А каков образ Гражданской войны в России? О, это апокалиптический образ. Внешний лоск красивых современных картинок, хоть белых, хоть красных — обманывать не должен.

Картины, правда, попадаются выдающиеся. Художник: А. Ромасюков.
Картины, правда, попадаются выдающиеся. Художник: А. Ромасюков.

«Мне смешно смотреть кинокартины, в которых изображается Белая армия — веселящаяся, дамы в бальных платьях, офицеры в мундирах с эполетами, с аксельбантами, блестящие! На самом деле Добровольческая армия в это время представляла собой довольно печальное, но героическое явление. Одеты мы были кто как попало. Например, я был в шароварах, в сапогах, на мне вместо шинели была куртка инженера путей сообщения, которую мне подарил ввиду поздней уже осени хозяин дома, где жила моя мать...» (с) Э. Гиацинтов. Записки белого офицера

Красный бронепоезд «Имени Розы Люксембург», 1919 год.
Красный бронепоезд «Имени Розы Люксембург», 1919 год.

Гражданская война в России — это война всех против всех, война без нормальных фронтов и армий, полный слом стратегии Мировой войны. Гражданская война в России — это жесточайший террор со всех сторон, это упадок производства, это «одна винтовка на двоих с пятью патронами», это голод и эпидемии, это разудалая партизанщина, это военные преступления и трагикомичные ситуации на фронте и в тылу.

В российской Гражданской войне были белые с красными. Но присутствовали и своевольные атаманы, имелись армии небольших, но гордых национальных республик. Лезли со своими целями отряды интервентов, тлел пожар «народной крестьянской войны» с разухабистыми батьками во главе.

«Опыт заменил военное образование, смелый порыв — кабинетные диспозиции...» (с) И. Калинин. Под знаменем Врангеля.

Белогвардейцы-артиллеристы, юг России.
Белогвардейцы-артиллеристы, юг России.

Позиционной войны как таковой почти не было (исключая некоторые совсем уж важные регионы а-ля «Красный Верден»), зато все стороны стремились обеспечить контроль над железными дорогами. Мобильная война вновь, на короткое время, возродила былую славу кавалерии. Конные части поддерживались бронепоездами, тачанками, «пехотой на телегах», иногда — бронеавтомобилями и аэропланами. Импровизированные бронепоезда порой собирались «на коленке» за несколько дней. Иногда переходили из рук в руки по несколько раз.

«...Мы имеем здесь дело с совершенно другими оперативными данными: громадными фронтами, малочисленными армиями, отсюда — с мизерной плотностью фронта, а следовательно, и меньшей напряженностью боев, более широкими пространствами, вообще с расстроенным транспортом и, наконец, со специфическими условиями гражданской войны, когда элемент моральной устойчивости войск становится вообще очень колеблющимся...» (с) В.К. Триандафиллов. Размах операций современных армий.

Красногвардейцы.
Красногвардейцы.

Но все это напоминало антиутопию: все стороны Гражданской войны испытывали нехватку снаряжения, вооружения, обмундирования, провианта. Почти никто не работает, не сеет и не пашет. Все воюют. Притом ход войны непредсказуем, в каждом регионе — «своя атмосфера».

Резко возросла роль «полевых командиров», многие из которых в Русской императорской армии занимали скромные должности. Гражданская война выдвинула амбициозных людей на первый план. Это противостояние для многих запомнилось не именами талантливых стратегов, но именами популярных, даже легендарных командиров.

«В 1921 г. вся Украина кишела этими махновскими партизанскими отрядами, которые то соединялись в единую силу, то опять распылялись по стране и, зарывая оружие в землю, превращались в «мирных селян»...» (с) М. Кубанин. Махновщина.

Махновская тачанка.
Махновская тачанка.

Сами «армии» зачастую имели активное, надежное ядро фанатичных добровольцев в несколько тысяч человек (как Добровольческая или махновская). Остальные же присоединялись «когда выгодно», затем — переходили к противнику. Порой важной мотивацией для того или иного отряда вступить в бой было обещание военной добычи. А идейные добровольцы-энтузиасты могли сражаться бок о бок с обыкновенными бандитами.

Все это отразилось и в советской культуре, в книгах и в фильмах. Когда «белые придут — грабят, красные придут — тоже грабят». По совокупности всех этих факторов Гражданская война лично мне и впрямь порой напоминает мир «Безумного Макса» с его бескрайними выжженными просторами, на которых воюют за «бензак» всякие Несмертные Джо.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.