Земля современного Азербайджана всегда имела очень важное стратегическое значение, т.к. именно через эти земли проще всего было проводить экспансию из Ближнего Востока в причерноморские степи и обратно. Неудивительно, что здесь в итоге осели те народы, которые имеют своё происхождение от кочевников-завоевателей.
По замечаниям И.М. Оранского:
«начиная с XI—XIII вв. (с эпохи сельджукского и — особенно — монгольского завоевания) происходит процесс распространения тюркских языков в северо-западных областях Иранского нагорья, в Азербайджане. Ираноязычное население этих областей переходило постепенно на тюркскую (азербайджанскую) речь, и лишь относительно небольшая часть этого населения сохранила до наших дней свои иранские языки — татский, талышский, диалекты Северо-западного Ирана».
Н. Г. Волкова:
«В Восточном Закавказье к XIV в. в результате нескольких миграционных потоков тюркоязычных народов произошла языковая ассимиляция коренного населения этой территории, значительная часть которого стала говорить по-азербайджански».
С. Ш. Гаджиева :
Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в. В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов. Надо полагать, что в этнической истории Азербайджана оставили заметный след и оседавшие в Южном Азербайджане племена каракоюнлу («чёрнобаранные») и аккоюнлу («белобаранные»), в государства которых в XV в. входили «азербайджанские земли к югу от Кубы».
В Российской Империи этноним азербайджанцы не применялся. Нынешних азербайджанцев называли закавказскими татарами, подчеркивая тюркский элемент местной культуры, несмотря на то, что субстрат местного населения о преимуществу остался иранским.