Найти в Дзене
Красота & дичь

Зарайский бизон - игрушка или святыня коренных жителей Подмосковья

Неподалёку от будущей Москвы, 22 000 лет назад, некто сознательно или случайно оставил фигурку бизона в небольшой ямке, на слое песка. На груди животного можно различить царапины от ударов твёрдым предметом и следы охры (краситель на основе железа, бывающий бурым, красноватым и жёлтых оттенков). Археологи, нашедшие его в 2001 году, в городе Зарайск, склоняются к тому, что здесь имело место "ритуальное убийство", с целью привлечения удачи на охоте - скульптуре нанесли символические раны и осыпали составом с охрой имитируя кровь...

Не так уж давно я учился на историческом факультете, откуда вынес одно из главных правил археолога: "если откопал какую-то непонятную штуковину - называй её предметом культа", или как в данном случае - свяжи с неким ритуалом. Вполне возможно, зверь был вырезан из бивня мамонта именно для ритуального жертвоприношения. Но сквозь тысячелетия история как никогда туманна: мы имеем дело с самой зарёй человеческой цивилизации, как тогда жили люди, как они мыслили - можно только догадываться. Мне приятнее думать, что это была детская игрушка, на которую охотился воинственный ребёнок.

Зарайский Кремль, на территории которого был обнаружен бизон. Фото Шелковников Е.А., wikippedia.org
Зарайский Кремль, на территории которого был обнаружен бизон. Фото Шелковников Е.А., wikippedia.org

В отличие от множества "палеолитических венер" того времени, других фигур животных, найденных в Европе, подмосковный Бизон элегантен и реалистичен — у него пропорциональное тело, четыре ноги (две из них отколоты ещё до "погребения"), нанесена грива, узнаваема чёлка характерная этим животным. Как смотрели древние люди на этот предмет — считали ли его необычным на фоне других изделий, более красивым, или у них таких же был пруд пруди? Сколько автор бизона сделал фигурок до этой и после неё, куда они подевались?

Есть ещё вопрос восприятия. Вспомните легенду о демонстрациях "Прибытия поезда" братьев Люмьер: она гласит, что зрители в ужасе разбегались из зала. Подумайте только, они в своём 1896 году были знакомы с фотографией и живописью, а движущихся картинок их нервы не вынесли. Что же могло твориться с людьми в намного более древние времена? Я вот, например, и сегодня, когда своими глазами вижу красивый рисунок, пусть и изображён на нём какой-нибудь петух - переполняюсь чувством восхищения. Сначала оно зарождается из крайнего удивления и дальше трансформируется по эмоциональному спектру. А всё почему? Потому что я так не могу нарисовать. И уверен в том, что мой условный друг Вася тоже не сможет. А кто-то смог. А что это значит для обделённого талантом человека? Что здесь, совершенно точно, не обошлось без колдовства. И в разные времена разных людей такие мысли могли заставить действовать совершенно по особому.

Американский бизон в наши дни, Jack Dykinga, wikipedia.org
Американский бизон в наши дни, Jack Dykinga, wikipedia.org

Откуда пришли под Москву и куда отправились эти люди в своё великое, неспокойное время на пике поздне-валдайского оледенения? Пусть фигурка была предметом культа, рядом с ней мы отыскали кости животных, кострища и разбросанные острые камни - это мизерная доля нашего знания об их жизни, причём, скорее всего сильно искажённая. Но всё-таки мы точно знаем, что когда-то здесь жили очень похожие на нас люди - на стыке тундры и ледниковых гор, вокруг них рыскали саблезубые хищники, разгуливали гордые мамонты, свирепые шерстистые носороги и, конечно, - эти прекрасные бизоны.