Неподалёку от будущей Москвы, 22 000 лет назад, некто сознательно или случайно оставил фигурку бизона в небольшой ямке, на слое песка. На груди животного можно различить царапины от ударов твёрдым предметом и следы охры (краситель на основе железа, бывающий бурым, красноватым и жёлтых оттенков). Археологи, нашедшие его в 2001 году, в городе Зарайск, склоняются к тому, что здесь имело место "ритуальное убийство", с целью привлечения удачи на охоте - скульптуре нанесли символические раны и осыпали составом с охрой имитируя кровь...
Не так уж давно я учился на историческом факультете, откуда вынес одно из главных правил археолога: "если откопал какую-то непонятную штуковину - называй её предметом культа", или как в данном случае - свяжи с неким ритуалом. Вполне возможно, зверь был вырезан из бивня мамонта именно для ритуального жертвоприношения. Но сквозь тысячелетия история как никогда туманна: мы имеем дело с самой зарёй человеческой цивилизации, как тогда жили люди, как они мыслили - можно только догадываться. Мне приятнее думать, что это была детская игрушка, на которую охотился воинственный ребёнок.
В отличие от множества "палеолитических венер" того времени, других фигур животных, найденных в Европе, подмосковный Бизон элегантен и реалистичен — у него пропорциональное тело, четыре ноги (две из них отколоты ещё до "погребения"), нанесена грива, узнаваема чёлка характерная этим животным. Как смотрели древние люди на этот предмет — считали ли его необычным на фоне других изделий, более красивым, или у них таких же был пруд пруди? Сколько автор бизона сделал фигурок до этой и после неё, куда они подевались?
Есть ещё вопрос восприятия. Вспомните легенду о демонстрациях "Прибытия поезда" братьев Люмьер: она гласит, что зрители в ужасе разбегались из зала. Подумайте только, они в своём 1896 году были знакомы с фотографией и живописью, а движущихся картинок их нервы не вынесли. Что же могло твориться с людьми в намного более древние времена? Я вот, например, и сегодня, когда своими глазами вижу красивый рисунок, пусть и изображён на нём какой-нибудь петух - переполняюсь чувством восхищения. Сначала оно зарождается из крайнего удивления и дальше трансформируется по эмоциональному спектру. А всё почему? Потому что я так не могу нарисовать. И уверен в том, что мой условный друг Вася тоже не сможет. А кто-то смог. А что это значит для обделённого талантом человека? Что здесь, совершенно точно, не обошлось без колдовства. И в разные времена разных людей такие мысли могли заставить действовать совершенно по особому.
Откуда пришли под Москву и куда отправились эти люди в своё великое, неспокойное время на пике поздне-валдайского оледенения? Пусть фигурка была предметом культа, рядом с ней мы отыскали кости животных, кострища и разбросанные острые камни - это мизерная доля нашего знания об их жизни, причём, скорее всего сильно искажённая. Но всё-таки мы точно знаем, что когда-то здесь жили очень похожие на нас люди - на стыке тундры и ледниковых гор, вокруг них рыскали саблезубые хищники, разгуливали гордые мамонты, свирепые шерстистые носороги и, конечно, - эти прекрасные бизоны.