Совсем недавно мой сын прочитал повесть Александра Грина "Алые паруса" и спросил меня: "А существовали ли такие паруса в действительности?" Я начала искать информацию и узнала как делались паруса в старину и как им предавался цвет.
В период средневековья кораблестроение стало быстро развиваться, так как людям все чаще понадобилось выходить в море. Люди строили корабли целыми флотилиями, для торговых и военных целей, однако все суда ходили с помощью парусов, а их необходимо было шить.
Изначально паруса шили вручную, не смотря на то что необходимо было сшивать огромные куски очень толстой ткани. Позже, люди владеющими верфями начали задумываться, о том, как ускорить и облегчить шитье парусов. В Голландии создали огромный агрегат, который с помощью колес стачивал длинные куски ткани между собой.
Что такое парус
Парус должен обладать рядом качеств:
- Он должен быть очень прочным
- Должен быть водостойким
- Должен обладать легкостью и тонкостью
Паруса всегда шились из парусины. Саму же парусину первоначально делали из пеньки, также использовалась конопля и лен. Цвет же парусов зависел от того из чего они был сделаны.
Если парус сделан из пеньки, то он будет грязно-желтого цвета. В случае если они сшиты из льна, то паруса будут грязно-светло-коричневого цвета. Также были паруса и грязно-желтого цвета, это получалось, когда лен вымачивался в красителе. Такими были естественные цвета всех парусов средневековья.
Белые паруса были хлопчатыми, а это было слишком дорого для обычного человека. А чаще всего такие белоснежные паруса встречались на американских судах. В те времена в Америке было более чем предостаточно хлопка.
Алые паруса
Что же касается алых парусов, то я нашла ответ на свой вопрос. Существовали также паруса красно-бурого цвета, почти алого. Такой цвет получался во время процесса дубления. Благодаря данному процессу предотвращается гниение парусной ткани, а также дубление оберегает от разрушения ультрафиолетом.
Дублением является довольно старый метод защиты парусов. Во время этого процесса парусная ткань вымачивается в смеси кипящей воды с жиром тресковой печени, также в кипящую воду добавляют деготь и живицу. Дубление также может проходить с помощью смеси соленой воды и дубовой коры, от этого и появилось название - дубление. Придание парусам алого цвета и защиты от различных факторов на несколько недель придавалось раствором в пропорциях полтора ведра воды на один килограмм дубовой коры.
В настоящее время нет необходимости в дублении, так как все паруса сделаны из синтетических тканей, и они могут быть абсолютно любого цвета, благодаря красителям. Теперь все цвета парусов, это всего лишь работа лакокрасочных заводов, кроме черного, это благодаря угольному волокну.
После того как я узнала о создании парусов я поняла, что алые паруса действительно существовали. И как оказалось, если паруса алые, то это означало, что они на данный момент очень надежные и защищены от внешних воздействий.