Вообще, наука в Восточной Европе крайне многообразна и противоречива. От реально выдающихся ученых до полуграмотных деятелей прямо-таки турецкого калибра. А то и алжирского. Встречались мне такие проекты и статьи, встречались.
Но в целом - достаточно достойная наука, с неплохими научными школами, сложившимися еще при СССР.
А особенность у всей Восточной Европы общая, хоть у болгар, хоть у венгров, хоть у латышей. Это - глубокий комплекс неполноценности. Даже выполнив работу мирового уровня, они начинают прибедняться и жаться, со словами "Сами мы не местные Ну вы-то, русские, и больше инструментов имеете, и денег вам больше дают, и вообще вы все такие большие, сильные, умные и красивые..." Боюсь даже предположить, каким "ковриком" они выстилаются перед немцами или, - о, ужас! - американцами.
Н-да. Малые народы, что уж там.
* * *
Северная Европа очень похоже преклоняется перед американцами. Символ успеха для шведа или датчанина - уехать в США и там стать зажиточным человеком. Дети этого "успешного" скандинава приезжают на "историческую родину", и там вокруг них водят хороводы: "Ах, ну надо же! Он с детства еще помнит несколько строчек из считалочки на родном языке!" Хотя какой он для него родной, для американца-то...
Откуда это благоговение? Думаю, дело во второй половине XIX века. По всей Европе стремительно росла продолжительность жизни, уменьшалась детская смертность, соответственно - росло население... А вот производство продуктов оставалось, по большому счету, на прежнем уровне. И огромные массы людей со всей Европы искали способ куда-то выбратся из своих голодающих окраин. В США, Канаду, Южную Америку во второй половине XIX века уехал каждый пятый (!) швед; у датчан и норвежцев доля уехавших была ненамного меньше. В основном, понятно, в Штаты. И примерно один из шести уехавших шведов - вернулся, принося с собой рассказы о вольной жизни, огромных бесхозных территориях, о богатстве, которое там лежит на каждом шагу - только нагнись!
Ну и возникло отношение к Штатам, как к месту, где всё хорошо и замечательно, а те, кто смог там добиться успеха - это вообще лучшие люди мира.
Соответственно, мечта всей жизни каждого датчанина-шведа-норвежца - это получить постоянную позицию в США. Пусть даже старшего преподавателя (assistant professor).
Ну и, само собой, самые великие ученые, с точки зрения скандинавов, живут и работают в США. А если кто-то еще не в благословенной Америке, то есть повод задуматься - может быть, он вовсе не настолько хороший ученый, как об этом говорят вокруг? Был бы он хорош, его бы давно в США пригласили бы, разве не так?
Раз вы такие умные, что ж вы строем не ходите?!
Так что каждый раз, когда вы с раздражением смотрите на небольшое количество российских ученых в списках нобелевских лауреатов - вспоминайте, кто эту нобелевскую премию присуждает. Шведская академия наук! Они Эйнштейну дали премию только после того, как он эмигрировал в Штаты. А уж скольким штатовским ученым были даны премии, когда они опубликовали свои - подтверждающие - работы на год, два, три года позже ученых-первопроходцев из других стран... Я бы сказал, каждая вторая "американская" нобелевская премия по физике имеет за собой такую подоплеку.
В общем, Северная Европа недалеко ушла от Восточой. Разница, пожалуй, лишь в том, что у восточноевропейцев комплекс неполноценности по отношению ко всем крупным научным державам, а у северян - только к США. Но... Так ли велика разница?