Помните таких себе майя? Да, именно тех, которые обещали, что в 2012 году миру придет конец. Что же, прошло уже несколько лет, а все вроде живы-здоровы :)
Вы когда-нибудь задумывались, откуда мы знаем об их пророчества? Логично, что были исследователи, которые посвятили свою жизнь дешифровке древних текстов, знаков и символов. Но знали ли вы, что среди таких людей фигурирует и украинец – Юрий Кнорозов? А сама история исследования письменности окутана мистическими совпадениями и тайнами.
Основатель майянистики родился в Харькове 19 ноября 1922 года и происходил из достаточно образованной семьи: инженеры, врачи, научные работники... Его бабушка была первой народной артисткой Армении. В школе Кнорозова было трудно назвать спокойным учеником, однако все отмечали его способности в изучении гуманитарных и естественных наук. Да и с творчеством проблем у юноши не было. Рассказывают, что он играл на скрипке, писал виши и рисовал с фотографической точностью.
И сразу же необычный факт: в доме, где Кнорозов провел детство, долгое время хранились его детские рисунки. Юрий рисовал странных животных и подписывал их еще различными закорючками, которые, как оказалось впоследствии, были практически копией иероглифов майя. И это не зная еще даже украинского алфавита. Простое совпадение или таинственный намек? Это останется тайной :) Исследователь на все вопросы об этой ситуации шутил, что в детстве во время футбольной игры он получил мячом по голове. Результатом было сотрясение мозга и, как шутя говорил Кнорозов, талант к дешифровке. Уже в 5 лет он научился писать, но делал это снова довольно необычно выводил буквы зеркально.
После школы был университет. Однако обучение на факультете египтологии Юрию пришлось прервать из-за начала войны. И тут случилось еще одно мистическое совпадение. Из Германии Кнорозов привез две книги: "Сообщение о делах в Юкатане" и "Кодекс майя" (– название четырех рукописей народа майя, которые хранятся сейчас в западноевропейских библиотеках). Существовала легенда, что он спас их из пламени горящей берлинской библиотеки. Но все было гораздо проще – немцы сложили книги в коробки, чтобы вывезти их до прихода советских войск, однако им это не удалось. Солдаты забрали книги и со временем они попали в руки исследователя. Хотя здесь тоже возникают некоторые противоречия. Для примера, зачем простым солдатам забирать такие работы? Но это уже другой рассказ.
Некоторое время назад Кнорозову в руки попала публикация "Дешифровка письма майя – нерешенная проблема", которая полностью изменила его планы по изучению шаманских практик. Основной причиной было то, что исследователь не соглашался с автором статьи: "Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим".
Немного поговорим про саму азбуку майя – глифы, или иероглифы. Их азбука несколько похожа на современное японское письмо. Испанские католики-завоеватели целенаправленно уничтожали библиотеки майя и ацтеков вместе с представителями этих народов. Священники считали, что их литература построена на демонологии и еретизме.
Исследование началось в 16 веке. с испанского епископа Диего де Ланда. Поговаривали, что он сжег аутентичные тексты майя, но впоследствии в мадридской королевской академии была найдена его книга – собственный вариант дешифровки письменности этого народа. Все попытки на основе его азбуки расшифровать тексты майя закончились неудачей, поэтому в 20 веке. решили, что епископа данные неверные. Однако Юрий не сдался.
Начав свои исследования с сохраненного "Кодекса майя", он составил каталог иероглифов и даже установил фонетическое звучание некоторых из них. Пять лет Юрий, не выходя из кабинета, работал над дешифрованнием и не зря – он сделал то, что еще не удавалось никому. Со своими разработками он должен был выступить на защите кандидатской. Но некоторые его тезисы противоречили теориям Энгельса, за что Кнорозова могли посадить. К счастью, этого не случилось. Его диссертация стала культурным событием в СССР.
А потом об этом узнали и за рубежом. Парадоксальным считали то, что исследователь, ни разу не посетив Мексику, сделал то, что не удавалось сделать никому, кто проводил там годы. И сделал он это всего за 3 сохранившихся рукописей. После этого его любимой фразой стала: "Я — кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости лазать по пирамидам". Хотя где-то глубоко в душе он и сам хотел бы побывать в Мексике, но был невыездным. Все же в 1990 году его мечта осуществилась, его пригласил сам президент Ґватемали Виницио Сересо Аревало. Кнорозов имел возможность посетить самые выдающиеся достопримечательности страны.
Однако мировое признание доктор наук получил не только благодаря дешифровке письменности майя, а и через использование математических методов при изучении не расшифрованных азбук. В середине 50-х годов он начал исследования письменности на острове Пасхи, а в 1960 предложил собственный вариант дешифровку письменности долины Инда, хотя его пока не считают общепринятым.
Кстати, известность получил не только Юрий Кнорозов, но и объект его исследования: письменность майя получила официальную поддержку правительства Мексики и преподается в университетах и средних школах в районах распространения майя.