80% времени, потраченного на обучение, я просто выкидывал в мусорку. Такой вывод я сделал месяц назад, когда прошел курс по эффективному использованию мозга. Никогда раньше не интересовался этой темой, а зря. Стоило потратить пару недель, изучить основы — сэкономил бы пару лет своей жизни. Всю информацию я объединил в 7 простых правил:
1. РАСПРЕДЕЛЯТЬ
Суть: Учить весь материал за один день неэффективно. Если распределить то же время на продолжительный срок, то результат будет в разы лучше.
Как я применяю: Я ежедневно читаю по 1 часу в день. Раньше я читал нерегулярно, но большими объемами.
Чем помогает:
- Информация запоминается лучше.
- Мозг не перегружается.
2. ПРИМЕНЯТЬ
Суть: Мозг не способен запоминать абстрактные знания. Лучший способ переносить их в долгосрочную память — применять на практике.
Как я применяю: Я сразу внедряю новые знания везде, где только возможно.
Чем помогает:
- Информация запоминается лучше.
- Знания станвятся более глубокими. Улучшается понимание.
3. ВИЗУАЛИЗИРОВАТЬ
Суть: Если новые знания связывать с запоминающимися картинками, то их будет просто запомнить.
Как я применяю: Пока никак. Буду использовать, когда руки дойдут до повышеня уровня английского. Визуализация здорово помогает с запоминанием новых слов. Например, чтобы запомнить “puddle — лужа”, можно представить человека, упавшего в лужу. Об эффективности этого способа также говорит Бенни Льюис в книге “Fluent in 3 months”.
Чем помогает:
- Информация запоминается лучше.
- Ассоциация всплывет в голове как при переводе с родного на иностранный язык, так и в противоположном случае. Если мы учим классическим повторением, то запоминается только односторонний перевод.
4. ВОСПРОИЗВОДИТЬ
Суть: Несколько раз изучать материал неэффективно. Лучше самому его воспроизводить. Как я применяю: Когда я прочитываю главу книги, я составляю ее майнд-карту. Потом я пробегаюсь по главе еще раз и добавляю то, что пропустил. Закрепить знания помогает обсуждение новой информации с другим человеком. Чем помогает:
- Я перестал забывать о чем была глава через полчаса после прочтения! Ура!
5. ДЕЛАТЬ ПЕРЕРЫВЫ
Суть: У мозга есть 2 режима: рассеянный и сфокусированный. Если мы не можем справиться с задачей в сфокусированном режиме, то стоит попробовать рассеянный.
Как я применяю: Когда я решаю объемные задачи, я всегда делаю небольшие перерывы каждые 40-50 минут.
Чем помогает:
- После перерыва появляются новые силы.
- Часто приходят новые идеи.
6. ДЕЛАТЬ СНАЧАЛА СЛОЖНОЕ
Суть: Сначала нужно приступать к самым сложным задачам. Если вдруг при решении мы заходим в тупик, то переключаемся на легкие. В этом случае мозг будет параллельно обрабатывать и сложную задачу.
Как я применяю: Теперь я разделяю задачи по уровням сложности и чередую их. То есть я могу сначала 40 минут писать статью, потом 20 минут читать книгу, а потом снова вернуться к статье.
Чем помогает:
- Я трачу меньше времени на сложные задачи.
7. ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА ПРОЦЕССЕ
Суть: Прокрастинация появляется, когда человек фокусируется на результате:
“Надо сделать *сложное задание*”.
Человек чувствует боль.
“А может это не так уж и срочно. Позалипаю-ка я лучше в Instagram”.
Чтобы этого избежать, нужно фокусироваться на небольших отрезках времени, потраченных на выполнение задания:
“Сейчас я потрачу 25 минут на *сложное задание* и стану ближе к его выполнению”.
Человек 25 минут выполняет задание.
“Я молодец!”.
Как я применяю: Каждый день я ставлю перед собой цели во времени:
“4 часа потратить на онлайн-обучение”
“1 час потратить на чтение книги”
“1 час потратить на написание статьи”
и так далее.
Чем помогает:
- Я забыл что такое прокрастинация :)
Эти 7 правил — только вершина айсберга. Внизу у него находится теория, которая помогает лучше их понять. Там очень много интересной информации о принципах работы памяти и мозга. В следующих статьях я еще вернусь к этой теме.
Если вы владеете английским языком и хотите самостоятельно все изучить, то вот ссылка на курс.