Может показаться странным, но любой землянин способен запросто заглянуть к богам или наведаться «во ад» - если, по совету друзей (вроде меня), накопит денег и купит путевку. На худой конец – просто потратится на авиабилет. Мне, по крайней мере, такая возможность, когда я о ней впервые задумался, показалась странной. Я даже обзавелся на некоторое время бзиком – коллекционировать визиты в места, где разворачивались мифологические сюжеты, а, пуще того, в такие географические пункты, которых «вообще не может быть». Началась у меня указанная блажь в момент, когда обнаружилось, что Деду Морозу, в общем, запросто можно поклониться, не чувствуя себе великовозрастным идиотом.
И не совершая паломничества в муромские леса или Беловежскую пущу, где ты понюхаешь свежеоструганный сруб, испытаешь приступ испанского стыда за представителя местной самодеятельности и его тошно-приторное: «Здравствуйте, дети! А слушались ли вы папу с мамой?». Ну, а настоящий Дед, точнее – Санта Клаус, 1700 лет тому назад помер в городе Миры (Ликийские), что неподалеку от современной Анталии.
И там же стоит до сих пор его склеп: в общем, окунуться в море, причаститься святой благости и впасть в детство можно одновременно. Правда, кости Николая при разграблении Византии утащили к себе венецианцы: так что ДедМорозу можно поклониться еще и в соборе на острове Лидо. Санта Клаус – сам по себе затейник, вот и судьба над ним покуражилась: подсчитано, что 65% его мощей хранится в итальянском Бари, 20% - в Венеции, а остальные – бог весть где. Короче, теперь вы знаете: где приложиться к пятой части Деда Мороза, а где – к двум его третям. Но перейдем к мифам.
Самый экзотический мой опыт, который в здравом уме и трезвой памяти уже не повторить – это посещение руин дворца царицы Савской. Той самой, которая мудростью сравнялась с Соломоном, богатством – его превзошла, а плотью – с ним сочеталась. От какового брачного совокупления пошла древнейшая царская династия на Земле: Менеликов Эфиопских, она же – Дом Соломонов.
Ну, а от них, как вы знаете, пошли джа, растафари, разные бобмарли и прочая ганжа. В мою там бытность, туристам по северному Йемену полагалось ездить в сопровождении армейского конвоя. И то –повзрывывали иногда нашего брата. Сейчас, наверное, там катаются с двумя патронами в патроннике – чтобы, по благородному украинскому обычаю, застрелиться двумя выстрелами в голову (когда попробуют взять в заложники). Понятно, никто там раскопками не занимался и про мадам Савскую-Соломон рассказывают местные гиды, которые, во-первых, ничего толком, понятно, знать о событиях 3-тысячелетней давности не могут.
А, во-вторых, они –арабы и там даже предков их в помине не было – при государыне-то Офирской. Надо сказать, 3 тысячи лет спустя руины дворца выглядят повнушительнее лучших йеменских апартаментов.
Однако, если про рай и ад, то не буду вспоминать Иордан с Иерихоном – это любой, кто будет в Израиле, не пропустит. Упомяну мимоходом Мегидо. Место будущей последней битвы добра и зла выглядит сейчас пыльной, прокаленной солнцем дырой, хотя когда-то здесь было могущественное царство. Может, запустелость и к лучшему: зла в мире накопилось ого-го, значит, полетят клочки по закоулочкам и коллатерального ущерба не избежать.
Тот же рассказ, но в качестве видео, прошу пожаловать:
Халупы теперешнего Армагеддона не жалко: бетон, саман да шифер, никакой историко-культурной ценности. А с точки зрения кровопускателя – очень симпатичное место: здесь давал сражения еще Тутмос III (XV в до н.э), Наполеон же просто сказал, что лучшего места для битвы нельзя придумать в принципе – а человек знал в таких делах толк.
Но и это из разряда поп-мистики. Мы же обратимся к мистическому хардкору, чтоб, значит, при встрече - холодок по коже и ощущение инея на мозжечке. Вы, ясное дело, как отче наш помните планиметрию греческого ада?
Известно из литературы: если кто-нибудь из небесных божеств бросит вниз наковальню – она будет лететь к нам, смертным, 9 дней. Потом эту самую наковаленку полагается сверзить вниз и будет она лететь еще 9 дней – тогда и достигнет Аида. Еще чуть ниже располагается Тартар – там чалится зевсов папенька Кронос и зевсовы же братья титаны: но нам сюда не надо.
Нам интересен Аид – верхняя часть загробного мира. Там веселого малого: бродят одни безмолвные тени, лишенные памяти и разума. Эта неприятность случается с отошедшими в мир иной людьми, когда они переплывают, одну за другой, реки Царства усопших. Доставляет сюда Харон, взимая лепту за перевоз – у каждого грошик должен быть за щекой.
Рек тут пять – Лета, Стикс, Ахерон, Коцит, Пирифлегетон. Вы не поверите, но всё это вполне реальные географические локации. И всюду можно побывать – не обязательно при этом лететь полторы недели вместе с наковальней, вполне можно обойтись самолетом (до недавних пор можно было обойтись).
Итак, Лета располагается рядом с ливийским городом Бенгази. Он известен сейчас тем, что там началось восстание против Каддафи, а еще тем, что там люто порешили потом американского посла. А стоило бы помнить город и за другое: здесь протекает под землей Река Забвения, Обливион, а ею можно смыть грехи и даже самою̀ память о них.
Тутошний профессор Саад Бухаджар говорит, что «Место это важное, но лежит в милитаризованной зоне. А ведь какие доходы могло бы приносить!».
Ага, окунитесь в Лету и забудьте про доходы: не в этой жизни. И не в той. Доступ к подземной реке обустроили итальянцы, которые в 30-е пытались Ливию колонизировать.
Уже при Каддафи памятник забросили, а при нынешних сюда сунется только самоубийца. Хотя почему нет? Экспресс-маршрут: Бенгази – царство Аида, без остановок. Правда, портал уже закрыт: спелеологи в мирные времена проходили руслом реки – оно ведет к двум недалеким озерам.
Будем надеяться, что теперь там раскопками никто не занимается: теперешние бенгазийцы самого Аида оставят без штанов (которых у него и так нет), а также посоха, короны и прочих причиндалов.
Но другие-то речки - с ними-то как? 3 из них, по счастью, находятся в очень уютных местах. Есть в греческой провинции Эпир городок Месопотамос – Междуреченск, если по-человечески и без понтов. Здесь до сих пор протекает Ахерон – в замогилье она считалась «Рекой горя». Возможно, из-за того, что в древности путешествия не приветствовались – вернее, их одобряли только грабители и работорговцы. Еще две речки Аида обнаруживаются тут же.
Это притоки Ахерона: один – Пирифлегетон, то есть, «река огня», и Коцитос (Кокитос), река стонов. Понятно, огня нет в помине, хотя выше по течению все речки выглядят зловеще: их обступили мрачные каменные скалы, стремят они воды темные и безжизненные. А чтоб, значится, оставил надежду всяк сюда входящий, поставлен здесь Некромантейо̀н – храм, при котором состоял оракул.
Ну, публика это была специфическая, мошенник на мошеннике и мошенником погонял: помните совет лидийскому царю Крёзу? «Да, смело воюй с жалкими персами и в результате войны рухнет великое царство!» Точно, рухнуло – царство самого Крёза. Подозреваю, работать в Некромантейо̀не было еще проще. Человек приходил сюда и без того трепеща, а его вдобавок вели в зловещий туннель под храмом: надо полагать, не Стикс его к концу визита беспокоил, а сфинктер.
Удивительное дело, но организовать сюда массовую доставку туристов даже нынешние греки робеют, а у них и загробный перевозчик Харон не у всякого бы денежку отобрал. То есть возят сюда людей, но ма-а-аленькими толпами, а не ТОЛПИЩАМИ, как можно было ожидать. Кстати говоря, насчет Некромантейо̀на появились в последнее время сомнения: скептики подозревают, что тут была крестьянская усадьба на отшибе, а не храм.
Ну, да, крепкая, высокостенная – так ведь и времена были лихие. Но за храм туристы платят лучше, потому принято пока считать, что тут было культовое сооружение.
Коммерческая жилка диктовала бы и последнюю из пяти рек сюда поместить, но нет: Стикс расположен в греческой провинции Ахайя. Есть там деревушка Керпини на 173 жителя: вот где-то там что-то такое под землей, вроде, течет.
Никакой туринфраструктуры здесь нет. Античный город поодаль нашли, однако, пока не копают. В священные места Керпини назначили даже не греки, а еще пеласги – доэллинские племена: это уж какая-то совершенно забубенная древность, Гомер тогда даже в пеленки не гадил. Но современники почему-то так и не поставили здесь какую-никакую туристодоилку: просто даже начинаешь сомневаться – в Греции ли ты? Робеют, наверное, греки.
Но после ада хотелось бы чего-нибудь посимпатичнее, какого-нибудь Элизия или эмпиреев. Их есть у меня! Я про Олимп – тот самый, с которого богам полагается швырять наковальни. Это довольно протяженный горный массив на северо-востоке Греции. Только пик Митикас вымахал до 3 без малого километров – на него и положено восходить, чтобы пообщаться с богами.
Всеблагие перестали приглашать смертных как собеседников на пир, но те сюда все прутся и прутся: в общем, олимпийцы сочли за лучшее куда-то эвакуироваться. Первым главную вершину Олимпа покорил грек Какалос всего 100 лет тому назад. Даже если не принимать во внимание неблагозвучность фамилии для нашего уха, «какос» и по-гречески значит «плохой» - все олимпийцы насчет этого скалолаза знали еще до его рождения.
Увы, и здесь портал закрыт: ни богов, ни даже наковальни – осликов можно встретить, да. Черепашек. Но поговорить Путину здесь точно было бы не с кем. Еще и стоит восхождение 100-200 евро – притом, что здесь сыро, промозгло, ветрено. Но величественно, это да: душа робеет и ежится.
Что касается древних порталов, то их на планете без счета. Человек древности довольно долго мыслил конкретно: оторвать идею от вещи он сумел о-о-очень поздно. А страх и боль – штуки древние, потому и привязаны были к конкретным вещам. И определенным местам, которые на современных картах легко опознаются. В общем, туры в ад или рай организовать крайне просто. Вот, не хотите ли заглянуть в Диюй, Аменти или Шибальбу?
Или во Врата Гениев барона Субботы? Если да, оставайтесь с нами. Лайкате, подписывайтесь, заранее спасибо!