Назми Зия Гюран (1881 - 1937)
Этому мастеру пришлось преодолеть большие трудности, чтобы получить художественное образование. Как и в большинстве турецких семей, в семье Назми Зия Гюрана все подчинялось воле отца. Именно по решению отца сначала маленькому Назми было отказано в посещении художественной школе, а потом уже выпускнику школы было запрещено поступление в Художественную академию.
Учась на государственного служащего (по стопам отца), молодой человек тайно посещал частные занятия Ходжа Али Ризы, и только в 1902 году, после смерти догматичного предка, Назми Зия Гюран поступил в Художественную академию Анкары, где учился у итальянца Сальваторе Валери и скульптора Осгана Эфенди. На его хедожественный стиль могла повлиять встреча с Полем Синьяком во время путешествия последнего по средиземноморью. Так и не окончив академию из-за конфликта с ее директором, Гюран отправился в Париж, где учился Марселя Баше и Лайонела Ройера. Там же он поступил в Высшую национальную школу изящных искусств и учился у Фернана Кормона.
Женился Назми Зия Гюран в 1911 году на француженке, коллеге по мастерской, Марсель Шевалье, и успел попутешествовать по довоенным Германии и Австрии, копируя полотна музейных классиков. К началу Первой мировой Назми Зия вместе с семьей вернулся на родину. Чтобы прокормить семью в этот тяжелый период, он пробовал себя в сапожном деле и открывал небольшую птицеферму в Чамлыдже (Camlica).
После распада Османской империи, в 1918-1921 и 1925-1927 гг. он был директором «Индустриальной школы изящных искусств», а позже открыл частную художественную школу.
Назми Зия продолжал заниматься пейзажной живописью, экспериментируя с импрессионистическими приемами: он часто рисовал одну и ту же сцену в разное время дня, чтобы запечатлеть игру света (Ярким примером этого приема является цикл работ Клода Моне 1894 года - "Руанский собор"). Сюжеты турецкого мастера связаны с его родиной. Мы буквально видим воздух, уплотнившийся под воздействием солнечного света в цикле работ, посвященных живописному кладбищу "Караджа-Ахмет":
Художник участвовал в выставках местного художественного объединения. Персональные выставки в то время почти не проводились, поэтому когда в 1937 году Назми Зия Гюрану предложили большое крыло Галтасарайской выставки под ретроспективу его 35-летней художественной жизни, он был крайне воодушевлен. Он лично разработал экспозицию, сам занимался развеской 300 собственных работ. Стоявшая в Стамбуле августовская жара, огромное напряжение от кропотливой работы над выставкой привели к неумолимым последствиям - художник скончался на 57-м году жизни от сердечного приступа.
Еще при жизни Назми Зия Гюрана, в 1928 году одна из его картин была приобретена королем Афганистана Амануллой Ханом. Он был великолепным пейзажистом, но и редкие портреты обладают крайней притягательностью.
Наследие художника глубокочтимо в Турции и по сей день. Он запечатлел родину в расплавленном по горячо прогретому воздуху сиянии южного солнца, в пурпурном кружеве теней деревьев, в бликах морской воды и красочном убранстве набережных...