Вспомнили о "кабацких" медляках (см. предыдущие публикации канала "5 лучших!"), грех не вспомнить и о волне русскоязычного СОФТ-(алко-нарко-дэнс)-РОКА, который в конце 90-х доминировал в столичных клубах для молодёжи среднего достатка.
Главными темами таких песенок были "травка", пьянки, непонятно откуда взявшиеся утром девки в одной постели с авторами произведений. Всё это частенько приправлялось нецензурными выражениями или очевидными намёками на них.
В принципе это был рок. Но рок незатейливый, игривый, с намёками на бунт в отдельно взятой, трещащей с похмелья голове.
Мусора было много, но попадали в трек-листы и вполне себе достойные образцы. Некоторые из них съедобны и сегодня. Например, сделавшая знаменитой на всю страну группу "Сплин", почти лишенная смысла, но полная знаковых слов "Орбит без сахара" (1997 г).
Сплин - Орбит без сахара
Эту песенку Найка Борзова - Лошадка - танцующие, в общем-то приличные мальчики и девочки обычно пели хором, многозначительно переглядывясь при этом. - "Я привезла и новый мир//Я привезла ко...ин". Последнее слово старались крикнуть особенно громко. Я не раз наблюдал это в одном демократичном и популярном клубе, всего метрах в пятистах от Кремля. - У каждого поколения свои формы и песни "про тесто".
Найк Борзов - Маленькая лошадка.
Но что интересно, упомянутые исполнители, и те, чьи песни я воспроизведу ниже, действительно вполне конкретно и тяжело "торчали", экспериментирую всё с более и более действенными "расширителями сознания".
Найк Борзов:
Мы уже говорили о музыке как наркотике. На мой взгляд многие музыканты, в том числе и бывшие звезды в какой-то момент своей карьеры хотели экспериментировать, двигаться вперед. Наркотики, как я могу сказать, исходя из личного опыта, дают некоторое "продвижение сознания". Но дальше определенного предела по-любому прыгнуть нельзя. Дальше только крышка, забитая гвоздями, и больше ничего нет. В результате многие на это садятся, и наркотик уже становится их реальной целью. Ради него уже выносятся вещи из квартиры... Человек цинично обрекает себя на мучение, не дает себе ощутить полет жизни.
Почему я сейчас могу об этом говорить? В моей жизни были наркотики, но жизнь сама по себе настолько интересна, каждый день несет в себе столько приключений, что никакой наркотик дать этого просто не может. Тот же героин, от которого люди мрут, как мухи, ничто по сравнению с жизнью.
Резолюция Гильдии Экспертов-Лингвистов по документационным и информационным спорам, наложенная на песню "Лошадка" Найка Борзова:
- Текст построен как жалоба женщины-наркокурьера, у которой одна навязчивая идея - бросить свою профессию. В песне она уподобляется усталой, загнанной лошадке, которой осталось жить совсем недолго. В целом интонация песни имитирует плач, и каждый куплет этого плача заканчивается словом «кокаин». Но, хотя перевозка кокаина продолжается (об этом сообщает нам 4 раза повторяющийся припев), доминирующая модальность песни - призыв к жалости. Благодаря этому общий эмоциональный фон песни высвечивает опасность наркокурьерства и наркомании.
***
Когда кто-то из братьев Самойловых (группа Агата Кристи) "на почте служил ямщиком", к нему постучался косматый геолог. Что нашло отражение в одной из их песен.
Этот, на первый взгляд, бред можно принять за стенограмму выступления наркомана, а можно - за следование традициям ОБЭРИУтов, городящих нечто подобное в конце 20х - начале 30-х в Питере.
В любом случае под эту песенку "Агаты Кристи" "Сказочная тайга" любили попрыгать-повеселиться в конце 90х завсегдатаи дискотек "для интеллектуалов".
Но были, да и остаются в арсенале Агаты Кристи самые настоящие мемуары чудом выжившего кокаиниста. И это тоже озвучивали на демократичных дискотеках и в фешенебельных клубах.
Агата Кристи - Опиум для никого.
Вот откровения одного из братьев Самойловых, Глеба:
(Съёмное жилище знаменитого рокера производит удручающее впечатление. Мебели практически нет, пустой холодильник, ободранные стены...)
- Мне больно смотреть на молодежь, которая с 13-15 лет садится на иглу. Я пристрастился к наркотикам, когда уже был известным, когда у меня было занятие, на которое мог опереться. Тем более что в те годы трудно было найти рокера, не сидевшего на наркоте. Тот же Бутусов сидел, Гребенщиков...
***
Ещё одна, весьма популярная песенка "с туманом в тексте" - Утекай.
И вновь - 1997-й год, необычайно урожайный в русском "софт-роке" на всякого рода нарко-трипы. Правда, лидер группы Мумий Тролль, Илья Лагутенко утвеждает, что наркотиками никогда не баловался:
- Моя жизнь сложилась так, что мне не довелось ни разу в жизни ничего подобного попробовать. Видимо не было свободного времени. Мне никогда не хотелось забыться, у меня всегда есть в голове десяток другой идей, которые надо воплотить в жизнь. И вокруг десяток-другой людей, за которых я непосредственно в ответе.
И все-таки по мере прослушиваний этого произведения все больше и больше занимает вопрос: к кому с призывом "Утекай" обращается автор песни? Какого "маниака" он опасается? О каких красавицах и гангстерах ведёт речь? В своём ли он уме и в здравом ли, трезвом рассудке?
***
Ещё одна песня из урожайного на хиты 1997-го от группы "Маша и Медведи" - Любочка.
После неё приехавшая из Краснодара в Москву Маша Макарова - лицо и голос группы, налепила себе на лоб "звезду", поехала "крышей", поссорилась с продюсером (Олег Нестеров) и укатила обратно в цветущий Краснодар. А всё почем? - Да всё потому же!
- ....где я только не была. - Рассказывает Маша уже после того, как она родила двоих девочек - Розу и Миру - и совершила вполне ожидаемый "камбек". - Территориально? В астрале, короче говоря, была. По неопытности своей, по молодости, попав в ситуацию вседозволенности, я стала тратить силы просто впустую — алкоголь, наркотики в больших количествах,... ну не знаю, просто гульба, понимаешь?
Ещё одна "агузарова", понимаешь! Но песенка поднимала на ноги небольшие концертные залы, клубы и дискотеки.
стати, выход "Любочки" вызвал скандал. Дело в том, что текст песни сильно "пересекается" с текстом стихотворения Агнии Барто "Любочка", что привело к судебным разбирательствам с наследниками поэтессы. Претензии были вызваны не столько препарацией текста и несоблюдением авторских прав, сколько содержащимися в песне грязными намёками.
***
Понравилась статья? - Подписывайтесь на канал "5 лучших!"
***
Ещё о музыке читайте здесь:
- Пять лучших песен Юрия Лозы.
- Рок на дискотеках: пять главных песен.
- Легендарные 60-е: пять лучших альбомов Майлза Дэвиса.