Найти тему
СОРОКА ПИШЕТ

ОШИБКА – ЭТО СТУПЕНЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Оглавление

А УМЕНИЕ ЕЕ ВИДЕТЬ И ПРИЗНАВАТЬ – ПРИЗНАК СИЛЬНОГО РАЗУМА

Как сказал Фридрих Ницше, «разума лишает не сомнение, а уверенность». Поэтому начнем с сомнения: а существует ли совершенство?

Определенно, да. О нем говорят и спорят, пишут книги и снимают фильмы. Да и с теологической точки зрения идея совершенства исполнена в Божестве. Так что, безоговорочно – да. Проблема лишь в том, что мы понимаем под совершенством. Удовлетворение ли своих потребностей (если по Лейбницу и Фрейду), достижение ли поставленной цели, высшая степень развития или, наоборот, лаконичность и простота (если по Аристотелю)? Или быть нравственным – значит быть совершенным (если по Канту)?

Вот вам парадокс: в Японии совершенство заключается в несовершенстве. Или просто – Ваби-саби.

This cover has been designed using resources from Freepik.com
This cover has been designed using resources from Freepik.com

Есть такая техника реставрации керамических изделий – кинцуги.

Вы точно ее видели: это когда разбитая посуда склеивается смешанным с золотом лаком так, что каждая трещинка подчеркнута.

-2

Это не просто искусство, это философия.

Любой скол – любой провал – не заслуживает быть забытым, ведь именно он делает вазу уникальной, меняет ее судьбу до неузнаваемости: сначала она была идеально черная и симметричная, а потом – идеально неидеальная, с золотыми абстрактными швами, притягивающими внимание.

Так и в жизни:

легко все бросить при первой же неудаче и начать заниматься другим – разбить любимую чашу и купить новую, – но куда сложнее признать ошибку и принять свою историю такой, какая она есть: аккуратно склеить чашу золотым швом и снова заварить в ней чай.

Именно ошибка, как приправа, придает успеху его аромат
Трумен Капоте
-3

Не так важно, что для вас совершенство (и достижимо ли оно), как то, принимаете ли вы свои ошибки. В нашем стремлении к идеалу нам следовало бы научиться жить с несовершенствами. Я знаю, что это эссе могло быть написано лучше, но пока – только так.