Все знают картины Рембрандта. Их не сложно узнать по приему светотени, простоте и драматизму. Но не все знают, что был еще один художник, чьи картины были так похожи на полотна Рембрандта и были написаны на тот же сюжет.
Здесь начинается история
Ян Ливерс — земляк и друг Рембрандта — был младше его на год. Учились они вместе у знаменитого в ту пору живописца Питера Ластмана, но, как ни удивительно, Рембрандт находился в тени друга. Ян искал мастерскую и Рембрандт предложил поселиться вместе. Молодые люди занимались живописью, нередко даже дорисовывали картины друг друга.
Этому миру нужен новый герой
Знаковой картиной в творчестве Рембрандта можно назвать «Бегство в Египет».
Здесь и появляется то, благодаря чему Рембрандта знает сегодня весь мир — светотень. Рембрандт считал, что искусство скатилось к посредственности, что его нужно полностью переделать и активно занялся этим. Ливенс же колебался, продолжая рисовать обычные, всем в то время известные натюрморты и картины на общие темы.
Самсон и Далила
В 1628 году Рембрандт и Ливенс пишут по отдельности картину на одну и ту же тему. Ливенс, вдохновленный Рубенсом, пишет драматическое полотно, наполненное деталями. Далила с искаженным лицом протягивает солдату ножницы, пока уснувший Самсон покоится у жены на коленях. Солдат (отнюдь не парикмакер) протягивает руку к ножницам. Можно заметить светотень, чем-то напоминающую приемы Рембрандта, но стоит взглянуть на его картину, как сразу же станет ясно, что эти полотна совершенно разные.
На картине Рембрандта действующие герои находятся в простой комнате с грубым дощатым полом. Свет озаряет лицо Далилы: оно преисполнено страха. В то же время, боясь нарушить тишину, женщина пальцем показывает на волосы Самсона, солдат с кинжалом в руках крадется к спящему силачу. Лица героев Рембрандта не искажены, как на холсте Ливерса, но наполнены чувствами и эмоциями. Перед нами исполняется темная, страшная драма.
Вера в чудо
С 1629 года на картинах друзей-художников пояляется все больше стариков. С чем это связано?
Тяжело заболел отец Рембрандта — Хармен Герритс. Ян тоже тяжело переживал беду друга. Картины становятся мрачными, темными. Лица стариков на картинах грустны, они думают о неумолимо приближающейся кончине.
27 апреля 1630 года Хармен умирает. Во время болезни и смерти отца Рембрандт пишет жизнь Христа. Одной из знаменитых и захватывающих дух работой я бы назвала «Воскрешение Лазаря».
Ян Ливерс тоже выбрал этот сюжет и картину начал писать раньше друга. Внимание зрителя сразу привлекает белый саван, струящийся с крышки гроба. Бледные, едва заметные, призрачные, две руки тянутся к свету из пучины смерти. Христос возвел взгляд к небу, он спокойно стоит, сложив руки. Колорит картины мрачный, от нее становится не по себе.
На картине Рембрандта мы видим Христа в движении: он поднял руку, лицо динамично, будто слышатся слова: «Лазарь! Иди вон». Изможденное, бледное лицо недавнего покойника обращено к свету, он щурится и медленно пытается встать.
Если на картине Ливенса нужно сильно постараться, чтобы понять, где тут Лазарь, то у Рембрандта он заметен сразу. Если Ливенс будто сомневается или задает вопрос на своей картине, то на полотне Рембрандта вершится настоящее чудо. Рембранд верит, пока Ливенс сомневается и ищет.
Нельзя сказать, что одна картина получилась, лучше, а другая хуже. Смерть отца Рембрандта еще сильнее сблизила друзей. Их картины свидетельства страданий, размышлений, пережитых Рембрандтом и Ливенсом.
Друзья разошлись. Рембрандт уехал в Амстердам, Ян Ливенс — в Англию. Скорее всего, яблоком раздора стала картина «Распятие». Возможно, Ян решил, что дальнейшее обитание в доме Рембрандта сотрет его таланты, мастерство и гений Рембрандта поглотят полностью. Напряжения стали напряженными и друзья решили расстаться.