БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ФОРМУЛА СИЛЫ УДАРА
Доктор философии Роберт Смит (известный также под псевдонимом Джон Ф. Гилби)- один из компетентных мастеров боевых искусств (7-й дан дзю-до и 5-й дан каратэ). Он специалист в области азиатских, европейских и латиноамериканских боевых искусств, посвятивший свою жизнь изучению как известных так и редких боевых искусств.
В одной из своих книг он описывает удар неимоверной силы: «Сейчас я в Исландии, родине самых интеллектуальных в мире состязаний по бегу и прекрасного вида борьбы «глима» (вспашка). Я думал провести здесь два месяца, и вот я уже здесь полгода. Почему? Вот в чем дело.
Это случилось во вторую неделю моего пребывания в Рейкьявике. Я провожал товарища на вокзал. Когда его поезд ушел, я шел по платформе к выходу. У билетной кассы возникла какая-то возня. Какой-то здоровый тип задирался к блондину невысокого роста. Они стояли у меня на пути, и я остановился посмотреть (но, наверное, все читатели уверены, что я бы остановился посмотреть, даже если бы они не преградили дорогу).
Наконец блондин нанес удар. Но при этом незаметно подошедший полицейский слегка толкнул его, отклонив направление удара. Он только слегка задел плечо здорового типа и врезался в стальной столб. Полицейский схватил их обоих и отогнал прочь. Казалось, что здоровый тип имел очень удивленный вид, а его плечо было сильно наклонено, когда он уходил.
Тогда я сделал то, чего не нужно было делать (иначе я бы уже был в Америке). Я посмотрел на стальной столб. Мои глаза широко открылись. Отпечаток кулака блондина был четко виден на стали до глубины в четверть дюйма! Я даже попробовал (мой кулак чувствует этот удар до сих пор), но никто не заметит моей отметины, потому что ее там нет. Что же за человек этот блондин? Если его кулак, частично отклоненный толчком и смазанный по плечу, врезался в сталь. Невероятно! Нужно было найти этого человека!
В полиции засмеялись, когда я начал их расспрашивать. Они уже и забыли об этом инциденте. Ни один врач в городе не принимал никого с разбитой рукой в те дни. Так что я продолжаю поиски человека с невероятным ударом….».
Случай, описанный Гилби, конечно исключителен, но все же нужно понять, из чего слагается сила удара и какова биомеханическая основа боевых движений.
Атакующие и защитные приемы в любом единоборстве включают как поступательные, так и вращательные движения, совершаемые одновременно, образуют сложное движение, при этом процентное соотношение тех и других элементов может быть различным, более поступательным, чем вращательным и наоборот. Иногда действия бойца включают и движения в вертикальной плоскости (удар снизу рукой с разгибанием ног, восходящий удар ногой типа «маэ-гэри-кэаге», удары ногой в прыжке).
В действие, даже самое простое, вовлекаются многие группы мышц. Сокращаясь в разной последовательности и сочетаниях, мышцы приводят в движение отдельные части тела. В зависимости от морфологических, физиологических и психологических особенностей единоборца, боевые движения имеют свои пространственные, временные, скоростные и динамические характеристики.
На основании кинематической структуры тела, можно представить оси вращения и точки опоры при нанесении ударов. Участие нижней части тела в механике ударов происходит по трем звеньям кинематической цепи: стопа- голень- бедро. Эта кинематическая цепь, передавая поступательное движение телу, способствует ускорению вращения таза. Когда опорной ногой является левая нога, тогда вращение происходит вокруг вертикальной оси, проходящей через левую стопу и левый тазобедренный сустав, а с опорой на правую ногу- вокруг оси, проходящей через правую стопу и правый тазобедренный сустав.
В ударах ногой усилия передаются сначала от стопы на голень и бедро опорной ноги, затем на таз, и только потом на бедро, голень и стопу ударной ноги. При нанесении ударов рукой усилия передаются от стопы на голень и бедро, затем на таз, туловище, плечо, предплечье, и наконец на ударную поверхность кисти. Передача усилия при выполнении ударов в прыжке происходит с толчком одной или обеих ног и далее по соответствующей кинематической цепи к ударной поверхности. Таким образом, начиная с первого момента ударного действия – толчка стопой и до заключительного – самого удара, сила и скорость как бы нарастают в каждом звене цепи.
Предварительное «скручивание» тела вокруг вертикальной оси для выполнения ударов с разворотом позволяет увеличить начальную скорость ноги или руки благодаря раскручиванию, одновременно создаются биомеханические условия для проведения ударов другой ногой или рукой. Мышечные группы включаются в работу последовательно и волнообразно, от крупных («медленных») – более мелким («быстрым»). Как правило, первыми начинают движение мышцы середины тела, вращающие бедра. Они сааме мощные, но относительно «медленные». Далее импульс вращения передается через мышцы спины плечевому поясу, затем – мышцам руки, если это блок или удар рукой. Первичный импульс к началу движения бедер начинается с «взрывного» подбивающего движения тазом снизу- вверх.
Достаточно сложные движения имеют место в защитных действиях, когда необходимо не только уйти от удара противника, но и создать исходное положение для своих активных действий. Например, при выполнении уклонов происходит наклон тела вперед – в сторону с одновременным скручиванием ( правое плечо движется к левой опорной ноге при уклоне влево или левое плечо – к правой опорной ноге при уклоне вправо), что позволяет сократить дистанцию и увеличить начальную скорость ударной руки в момент раскручивания.
Из вышесказанного вытекает, что технически наиболее сложны удары ногами, выполняемые в каратэ, муай-тай, тхэквондо, ушу, капоэйре и им подобным системам единоборств. Далее следует графическое пояснение с помощью биомеханических схем на примере широкого распространенного каратэ.
МАЕ-ГЭРИ- КЭАГЕ (Рис.1, вид сбоку). – фронтальный удар вперед- снизу- вверх. Ударные поверхности: основания пальцев стопы (коси) или пятка (какато). Выполняется из исходной стойки как задней, так и передней ногой. Проводится по всем уровням.
Выполнение – оттолкнувшись стопой от пола, высоко поднять колено, при этом стопа остается параллельной полу и находится на уровне опорного колена. Далее, без паузы, за счет мощного сокращения мышц нижнего отдела живота колено продолжает подниматься, и стопа выбрасывается от колена вперед-вверх в срединной плоскости тела основаниями пальцев либо пяткой вперед. В первом случае в конечном положении подъем стопы и голень образуют прямую линию, пальцы отогнуты на себя. Достигнув высшей точки траектории, ударная стопа немедленно возвращается в исходное положение к опорному колену, а затем опускается на пол.
МАЕ - ГЭРИ – КЭКОМИ (Рис.2, вид сбоку) - фронтальный толчковый удар вперед, прямо от себя. Ударные поверхности – основания пальцев или пятка. Проводится преимущественно задней ногой из исходной стойки и отрабатывается в качестве стопорящего (останавливающего) удара в среднем уровне.
Выполнение – оттолкнувшись стопой от пола, поднять колено как можно выше. Стопа ударной ноги параллельна полу, таз слегка оттянут назад. Опорная нога слегка согнута в колене, носок опорной ноги смотрит прямо по линии атаки. Далее. Колено поднятой ноги начинает разгибаться, одновременно опускаясь, а стопа по прямой траектории идет в цель.
Поскольку этот удар медленнее, чем предыдущий, а нагрузка на голеностопный сустав выше, то ключевую роль играет правильное формирование стопы, т.е. голень и подъем должны образовывать прямую линию ф конечной фазе траектории. Либо удар наносится пяткой, а пальцы и подошва взяты на себя и образуют с голенью угол, меньший прямого угла.
Принципиальное отличие этого удара от мае-гэри – кэагэ, в том что разгибание ударной ноги и выход стопы к цели сопровождается сильным толчком таза вперед! В результате затылок головы и пятка опорной ноги находятся в одной вертикальной плоскости, а тело как бы прогибается дугой вперед. После краткой фиксации ноги в финальной фазе удара, она резко отдергивается назад обратным движением таза.
ЙОКО – ГЭРИ –КЭАГЭ (Рис,3, вид спереди и сбоку) – боковой «восходящий» удар ребром стопы снизу – вверх. Колено ударной ноги является центром вращения. Проводится по трем уровням. Выполняется из различных стоек.
Выполнение – оттолкнувшись стопой от пола, поднять колено вперед в сторону, под углом 45 градусов или прямо перед собой (под прямым углом). Стопа уже на этой стадии правильно сформирована, подошвой она касается колена опорной ноги. Без отклонения корпуса в противоположную удару сторону, стопа от колена идет снизу – вверх по дуге. Центр вращения – колено. Основа силы удара – подъем одноименного бедра вверх. В конечном положении стопа ни на мгновенье не фиксируется, а сразу же отдергивается в исходное положение к опорному колену. В наивысшей точке траектории пятка несколько выше пальцев. Опорная стопа развернута к линии атаки под углом 45 градусов.
ЙОКО – ГЭРИ – КЭКОМИ (Рис.4, вид спереди и сбоку) – боковой пробивающий толчковый удар. Выполняется либо ребром стопы, либо пяткой, с задней или передней ноги в зависимости от стойки.
Выполнение –оттолкнувшись стопой от пола, поднять колено повыше к груди. Заранее корпус не отклоняется и бедро ударной ноги не поднимается. Колено ударной ноги начинает разгибаться, опускаясь немного вниз, а стопа по прямой идет в цель. Опорная стопа разворачивается продольной осью по линии атаки, пальцами в противоположную удару сторону.
Отличие этого удара от предыдущего в том. Что разгибание ударной ноги и выход стопы к цели сопровождается мощным посылом таза в сторону удара и полным разгибом в тазобедренном суставе, так, что пятки, ягодицы и лопатка одноименной руки были в одной вертикальной плоскости. Корпус отклоняется в противоположную удару сторону , уравновешивая небольшое смещение центра тяжести в сторону удара и попутно совершая уход от возможной контратаки. После краткой фиксации в конечной фазе удара, нога резко отдергивается в исходное положение возвратным движением тела.
УСИРО-ГЭРИ-КЭКОМИ (Рис.5, вид сбоку ) - толчковый удар пяткой или ребром стопы назад. Выполняется по всем трем уровням. Может проводиться с места вперед (с разворотом вокруг передней ноги и возвратом в исходное положение) и назад.
Выполнение- удерживая корпус вертикально, поднять колено. Корпус начинает отклоняться в перед, в противоположную удару сторону, спина прямая, взгляд направлен назад через одноименное плечо. Колено остается неподвижным относительно корпуса. Когда колено ударной ноги будет направлено в пол, а корпус находится в положении близком к горизонтальному, происходит выпрямление задней ноги, и пятка идет к цели по прямой траектории, лежащей в медиальной плоскости, иначе трудно сохранить равновесие. Важно синхронизировать наклон корпуса и подачу таза в сторону удара с окончанием разгиба ударной ноги. Удар может быть как возвратным (ревресивным), так и с фиксацией конечного положения.
МАВАСИ – ГЭРИ (Рис.6 вид сбоку и спереди) – круговой хлесткий удар в горизонтальной плоскости перед собой. Выполняется по всем уровням подъемом стопы, либо основаниями пальцев. Проводится из различных стоек, с передней и задней ноги. Необходимым условием является хорошая подвижность тазобедренног7о сустава. Биомеханическая основа движения – взаимное скручивание верхней (до поясницы) и нижней частей корпуса навстречу друг другу.
Существуют несколько вариантов выполнения:
- без выведения и разворота таза вперед (классическая форма).
- с выведением и разворотом таза ( как в тхэквондо – этот вариант графически обозначен скобками).
- с различным положением колена ударной ноги в предударном положении. (Окинавский вариант предусматривал вертикальный подъем колена в промежуточное положение, а классический вариант стиля Сётокан – выведение колена в сторону).
Выполнение – поднять колено точно в сторону, голень прижата к бедру, а стопа сформирована для удара, корпус прямой. Вывести ударное колено на линию атаки, не разгибая голень, одновременно разворачивая плечевой пояс навстречу движения колена. Желательно опорную стопу не разворачивать в сторону линии атаки. В момент максимальной взаимной скрутки плеч и таза, бедро и голень ударной ноги импульсивно поднимаются, описывая круг (центром вращения является колено), «выхлестываются» в цель и тут же мгновенно возвращаются пяткой к ягодице, а одноименная сторона таза опускается. Далее колено убирается в исходное положение. Такая форма удара наиболее трудна.
Несколько проще выполняется удар с вынесением и разворотом тела в плоскости линии атаки. Однако выполнив его, продолжить движение вперед, равно как и отступить назад в случае необходимости.