Наверное, многие слышали историю про Самсона и Далилу. В искусстве эта тема очень популярна. Картины часто схожи между собой: вероломная Далила , на коленях которой уснул Самсон, указывает путь филистимлянам. Коварный солдат держит в руках ножницы, а из-за спины прекрасной Далилы выглядывает сморщенная старуха... Что? Если мне не изменяет память, в этой истории такого персонажа не было. И правда: я перечитала статьи еще раз и ни одного упоминания о старухе не нашла. Откуда же она взялась и что делает на картине?
Все проще, чем кажется
Самая очевидная подсказка кроется на картине Питера Пауля Рубенса «Самсон и Далила».
В прошлом люди трактовали рассказ о Самсоне, как поучительную историю о том, как сластолюбие погубило человека. Если вспомнить, то Самсон несколько раз обманул Далилу, прежде, чем открыть свой секрет. Сдался же он, когда красавица пригрозила Самсону уходом.
Если взглянуть в левый верхний угол картины, можно увидеть в нише статую Афродиты с купидоном. Афродита — богиня красоты и любви, молодая, прекрасная девушка. Это символ красоты и молодости самой Далилы.
Старуха со свечой в руке заметна сразу: ее лицо, желтое и сморщенное, контрастирует с белым, румяным личиком Далилы. Художник говорит нам о том, как быстротечна жизнь, что молодость быстро вянет и на смену приходит безобразная старость.
Может, это единичный случай? Но нет, на картине Антониса ван Дейка «Самсон и Далила» тоже есть страруха. Она строго и зло смотритна происходящее. Ее большая голова в белом чепце выделяется на темном фоне над белокурой головой Далилы. Посыл похож: молодость померкнет. Только посмотрите, как эти две женщины отличаются: Далила ярко освещена, полунага, простоволоса, старуха в чепце скрыта в тени, укрыта по самую жилистую шею.
Любовная ли сцена?
На знаменитой картине Джулио Романо главные герои — ласкающие друг друга любовники. В приоткрытую дверь за ними подглядывает пожилая служанка... Или нет?
Вопреки названию перед нами сцена прелюбодеяния, греха. Очень тонко переплетены детали на картине. Собака — символ верности, ее зритель видит сразу — она бросается к старухе в дверях. Но внимательные смогут в нижнем правом углу разглядеть кошку, скрывающуюся под кроватью. Кошка еще с времен Средневековья была символом неверности.
Также существует гипотеза, что старуха и не служанка вовсе, а переодетый муж. Кажется абсурдным? Но приглядитесь: руки слишком мускулисты для жилистой старушки, а нога очень большая. Также служанка бы не осмелилась подглядывать за влюбленными — присутствие собаки выдало бы ее сразу, и она об этом знает, а муж — хозяин в доме, он заходит куда хочет. И собака признала его.
Интересно также то, что если верить данной гипотезе, символы собаки и кошки приобретают добавочный оттенок: собака на виду бежит к хозяину — законному мужу, а кошка, как настоящий грех, скрывается, прячется под кроватью.
Старуха (хоть, вероятно и муж под нее замаскированный) снова указывает на благочестие, порицает грех.
Золотой дождь
Напоследок расскажу о еще одном сюжете, ярко иллюстрирующем символ старухи на картинах Ренессанса.
Согласно мифу Даная заключена своим отцом в подземный дом, так как мужчине было предсказано, что он будет убит сыном дочери. К ней приставлена служанка, однако и это не помогает. Зевс, влюбившийся в прекрасную девушку, проник к ней в виде золотого дождя. Скоро родился Персей. В эпоху Возрождения Данаю считали греховницей, прелюбодейкой. Золотой дождь же изображали в виде золотых монет, видя в Данае проститутку.
Рембрандт отошел от этой идеи и изобразил чудесное явление из греческого мифа в виде света. Прекрасная девушка со сладострастной, предвкушающей улыбкой тянется к нему навстречу. Из-за занавесы выглядывает старуха, охраняющая честь Данаи. И снова здесь старость означает порицание греха или охрану от него.
Вот так и может откуда ни возьмись появиться на картине новый персонаж. Только вот всегда он означает что-то. Если вам было интересно, подписывайтесь на канал! Там вы найдете еще много интересного.