Сегодня все СМИ облетела новость о том, что Роскомнадзор решил разблокировать Telegram. Основатель мессенджера Павел Дуров за два года доказал РКН, что бороться с экстремизмом можно, не нарушая права пользователей. «Секрет фирмы» вспомнил, что и как РКН блокировал с 2008 года.
2008 год
РКН появился 3 декабря 2008 года. Тогда Россвязьохранкультуру решили разделить на две федеральные службы: Росохранкультуру и РКН. Главной целью такого распределения стал надзор нового подразделения за СМИ, оформление радиочастот и выдача разрешений на строительство линий связи. Уже через год существования РКН начал жёстко блокировать сайты, но поводом для серьёзной риторики стало обвинение уральского издания Ura.ru в экстремизме из-за комментария читателя на форуме. История с уральским СМИ впервые продемонстрировала, что власти хотят контролировать интернет. Но это было только начало.
2012 год: расцвет
Расцвет РКН пришёлся на 2012 год, в который случилось сразу два знаковых события: принятие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (который пользователи Рунета окрестили законом о чёрных списках или законом о цензуре в интернете) и назначение Александра Жарова главной ведомства. К слову, в нулевых он работал ведущим программы «Здоровье и жизнь» на РТР.
Согласно новому закону, детей нужно защищать от вредной информации, поэтому всю информационную продукцию следует маркировать по возрасту.
В этом же году в России появился Единый реестр запрещённых сайтов. Работа по пополнению реестра выглядит так: РКН ищет в Сети детскую порнографию, МВД — контент про наркотики, а Роспотребнадзор — инструкции для самоубийц. А операторы связи обязаны блокировать вредные для детской (и не только) психики сайты.
Летом 2012 года «Википедия», «Живой журнал», «ВКонтакте» и «Яндекс» выступили с жесткой критикой инициативы и провели самую масштабную забастовку в истории Рунета. Например, на «Википедии» открывалась только главная страница с баннером: «Представьте мир без свободных знаний. Сегодня в Госдуме обсуждается закон, который может привести к созданию внесудебной цензуры всего интернета». На всех страницах во «ВКонтакте» появилась ссылка на главную страницу «Википедии». «Живой журнал» выступил против цензуры, опубликовав редакционный пост «за свободу информации». «Яндекс» перечеркнул второе слово в слогане «Найдётся всё».
Окончилось ничем. Закон одобрили и приняли.
2013 год: цензура в «Википедии» и «Луркоморье»
В чёрный список вошли более 20 статей «Википедии», в том числе «Полное руководство по самоубийству», «Коктейль Молотова» и «Чарас (наркотическое вещество)». Борются с ней до сих пор и создают российский аналог.
«Луркоморье» — энциклопедию русского интернет-фольклора — пришлось и вовсе закрыть. С 2013-го статьи на портале постоянно заставляли блокировать, и в какой-то момент создатель проекта Давид Хомак заморозил «Лурк» и уехал из страны.
Затем пошли гонения на интернет-пиратов, первым онлайн-кинотеатром, попавшим под раздачу, стал Stepashka — его заблокировали навсегда. Позднее список навечно запрещённых пополнили ещё 12 онлайн-кинотеатров и «Рутрекер». Но особого толка в таких блокировках не было: пираты практически сразу создавали зеркала своих сайтов, и РКН просто не успевал их блокировать.
2016 год: взошли Яровые
Сначала интернет облетела новость: РКН может читать переписки пользователей в соцсетях.
Затем новость опровергли, но публикации в СМИ стали первой ласточкой принятия антитеррористического «пакета Яровой», который приняли в 2016 году.
Теперь все операторы связи и организаторы распространения информации (среди них «Яндекс», «ВКонтакте», Mail.ru, Rambler и Telegram) должны были хранить данные пользователей и по запросу предоставлять их спецслужбам.
Речь идёт об интернет-трафике, любых сообщениях и метаданных. Срок хранения — до полугода. Если информация зашифрована, то ключи надо передать ФСБ.
Но «пакет Яровой» заработал совсем не так, как предполагалось: хранить данные операторов обязали за свой счёт (а те, в свою очередь, заявили, что у них нет на это денег), а ключи шифрования не всегда поддавались спецслужбам.
2017 год: «Ревизор» взялся за массовые блокировки
Впервые за всю историю РКН в 2017-м им заинтересовались спецслужбы. Примерно полгода сотрудники ФСБ прослушивали телефонные переговоры чиновников, изучали движение средств по их счетам.
Трём высокопоставленным чиновникам, в том числе гендиректору подведомственного ФГУП «Главный радиочастотный центр» Анастасии Звягинцевой и пресс-секретарю Роскомнадзора Вадиму Ампелонскому, предъявили обвинения в махинациях с зарплатой на 56 млн рублей. Звягинцева объясняла, что трудоустроила «мёртвые души», чтобы РКН мог повысить зарплаты ценным сотрудникам — якобы они не только получали двойные зарплаты, но и работали фактически за двоих.
2018 год: Роскомнадзор сломал Рунет
Противостоянием года стал бой РКН против Telegram. Таганский суд Москвы по иску ведомства постановил заблокировать Telegram из-за того, что мессенджер отказался хранить ключи для расшифровки переписки пользователей и предоставлять их по запросу ФСБ России — основатель компании Павел Дуров заявил, что требования ФСБ нарушают конституционные права на тайну переписки и частной жизни.
На девятый день блокировок прошла акция в поддержку «свободного интернета»: в 7 вечера его сторонники выпустили бумажные самолётики из окон своих домов, а потом вышли на субботник, чтобы их убрать.
В том же году жертвой блокировок Telegram стал чуть ли не весь Рунет. Но до конца заблокировать мессенджер у РКН так и не получилось.
В сентябре 2019 года на тот момент глава РКН Александр Жаров пообещал испытать новую систему блокировки мессенджера. Спустя месяц спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков заявил, что «Telegram в России не запрещён», а его блокировка дала импульс развитию технологии обхода фильтров.