Известный писатель и телеведущий Леонид Млечин написал целый ряд исторических и художественных книг, посвященных различным спецслужбам, агентурам и разведкам. Действие многих из его книг разворачивается в Москве. И мы решили поговорить с писателем о том, как, на самом деле, складывалась история чекисткой Москвы.
- Леонид, расскажите с чего началась история спецслужб, то есть ЧК, в Москве?
- В 1918 году Москву из Петрограда переехало отделение ВЧК. Поначалу московские чекисты расположилось в нескольких зданиях в районе Лубянки. Первое время отдел московского ВЧК был довольно небольшой организацией, но постепенно она увеличивалась и расселялась, пока в конце концов ей не передали здание на Лубянской площади, которое у всех ассоциируется с КГБ. Но это произошло не сразу, и в андроповском кабинете Дзержинский не сидел.
- В сознании большинства людей это здание ассоциируется с застенками, камерами пыток, подвалами в которых расстреливали. Насколько такие представления близки к действительности?
- Там была так называемая внутренняя тюрьма, в которой потом оборудовали столовую. Между прочим, один из сотрудников КГБ, чей отец был арестован и сидел там месте с Абакумовым(министр госбезопасности, арестованный в конце 40х) говорил мне, что в эту столовую он не мог ходить, его там тошнило. Также, насколько мне известно, во внутреннем дворе Лубянки несколько человек было похоронено. Например, британский шпион- Сидней Рей, которого во время одной из прогулок по Москве застрелили выстрелом в затылок, а тело привезли на Лубянку. И никто не знает, перезахоронили ли эти останки или они там находятся до сих пор. На Лубянке не расстреливали. Но пытки были, они заключались в том, что допрашивали по ночам, угрожали, обещали посадить семью, били. Кстати, в архивах сохранилась телеграмма Сталина с разрешением применять силу во время допросов, и тут уже все зависело от желания оперативного работника. Например, того же Абакумова пытали, держали на морозе и, в конце концов, превратили в инвалида.
- Если на Лубянке не расстреливали, тогда где же чекисты делали свои черные делишки?
- В самых различных местах. Все-таки выполнялся некий процедурный порядок: сначала суд или верховная коллегия военного суда приговаривали человека к смерти, только потом приговор приводился в исполнение. Одно из самых близких к Лубянке черных мест - это здание Военной коллегии за Гумом, в подвале которого расстреляли Тухачевского и ряд других военных.
- Тогда давайте перенесемся от этого места подальше, а именно, в Ясенево, где в лесопарке неподалеку от кольцевой располагается целый городок, принадлежащий чекистам.
- Точнее службе внешней разведки, которая раньше именовалась Первым управлением КГБ, но в 1991 была выделена в самостоятельное ведомство. СВР переехала в Ясенево в 1971 году. Сделано это было по примеру американцев, у которых ЦРУ располагается отдельно. И у нас так же решили, что на окраине города сотрудников разведки, входящих в здание СВР, иностранной агентуре будет значительно сложнее сфотографировать, чем в центре. В Ясенево за табличкой «Центр научных исследований» построили целый городок кроме профильных сооружений, включающий бассейн, поликлинику, магазины и даже гостевые дачи. Когда дачи строили, предполагалось, что жить там будут приезжающие в гости руководители разведки соц.стран, но дома так понравились руководству разведки, что генералитет СВР там поселился и проживает по сей день. И это очень удобно: живешь на свежем воздухе, неподалеку от работы, удобная инфраструктура, специальные магазины и так далее.
- А в чем заключается ежедневный труд обитателей Ясенево?
-Утро в разведке начитается самым тривиальным образом - с чтения газет .Вместе с газетами разносят и внутренние информационные сводки, в которых перечислены важнейшие события в мире, оценивается оперативная обстановка. Потом начинается собственно работа - приносят шифротелеграммы. В шифровках содержится ежедневная информация от резидентур. Самое важное - это сообщения о встречах с агентами. За каждую шифротелеграмму офицер расписывается. На бегунке, который приложен к телеграмме, отражено движение документа. Всегда можно выяснить, кто этот документ читал, где и у кого именно он находится в данный момент. Рабочий день заканчивается в шесть часов, засиживаться после его окончания по собственной инициативе не принято. Потому что желание побыть в кабинете в одиночестве сразу же вызывает подозрения.
- Неподалеку от чекистского городка в Ясенево красуется и высотка Высшей школы КГБ. Интересно, откуда у них такое пристрастие к юго-западу Москвы?
- Когда все эти комплексы начинали строить, они находились в тихих далеких от жилых домов районах. И никто не мог предвидеть, что Москва будет расшириться такими темпами, как это происходит сегодня.
- Мы с вами пока перечислили только три “плацдарма”, принадлежащие спецслужбам, а кроме этого много ли в Москве чекистских мест?
- Огромное количество. У них же находится масса технических подразделений, есть районные отделы, есть городские. Например, на Малой Лубянке расположилось огромное здание московского отдела ФСБ. Еще есть так называемая военная разведка, но они никогда не называют своего местоположения, и я тоже не буду этого делать, поскольку сейчас разглашение такой информации подпадает под действие закона о государственной тайне. Хотя, конечно, все знают, где это служба находится.
- Тогда назовите хотя бы район.
- На Хорошевском шоссе.
- Получается, что спецслужбам в Москве принадлежит довольно много различной недвижимости. Можно ли сказать, что Москва находится под колпаком ФСБ?
- В каком-то смысле да. Ведь при современном уровне развития радиоэлектроники, конечно, телефонные переговоры во всех диапазонах контролируются спецслужбами. Но так заведено не только у нас, но и во многих других странах. И если в телефонном разговоре произносятся слова: тротил, я взорву, у меня бомба, я убью президента и так далее, записывающий компьютер автоматически должен подать сигнал тревоги. Хотя формально прослушивание разговоров запрещено.
- Как вы считаете, есть ли вина ФСБ в терактах, произошедших за последние 10-15 лет?
- Это не вина, а скорее слабость работы. Ведь борьбой с терроризмом в КГБ никогда не занимались, так что сегодняшнее ФСБ, как и раньше, ориентировано на борьбу с иностранными шпионами и с неблагонадежными, вот такая у этого ведомства традиция. Когда они говорят о собственных успехах, то начинают перечислять имена различных пойманных шпионов, обезвреженных разведывательных сетей. В реальной же жизни мы видим только посаженых ученых, экологов, журналистов и не всякий раз можно понять какой именно ущерб они нанесли. А вот такого, чтобы они показали пойманного ими террориста до совершения им преступления, пока не было.
- Проводились ли деятелями КГБ когда-либо операции на улицах Москвы?
- Погонь на автомобилях с автоматными очередями и рукопашным боем у работников КГБ никогда не было. Пойманные ими шпионы были либо завербованными сотрудниками КГБ, либо работниками различных дипломатических служб. Так что их выявляли и задерживали на рабочих местах в органах или соответствующих ведомствах. Было несколько шумных операций, когда ловили иностранных дипломатов в момент, когда они шли на встречу с агентом или забирали материал, оставленный их связным в тайнике. Например, одна из них, связанная с задержанием и разоблачением на Краснокалужском мосту сотрудницы американского посольства Марты Петерсон, завербовавшей работника внешнеполитического управления МИД СССР - Александра Огородника, легла в основу романа Юлиана Семенова «Тасс уполномочен заявить».
https://vm.ru/exclusive/85638-leonid-mlechin-na-lubyanke-ne-rasstrelivali
Спасибо за то, что дочитали статью! С удовольствием отвечу на все комментарии. Подписывайтесь на мой канал. Впереди будет много интересного!!!