Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
Впервые идея поставить стратегические ракеты на железнодорожные платформы родилась в США в 60-е годы прошлого века. В Штатах была создана твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен». И в ВВС США решили создать около 30 поездов, несущих на своих пусковых платформах до 150 таких ракет. Считалось, что постоянное перемещение их по железнодорожным путям Северной Америки в готовности к немедленному пуску в случае войны с СССР позволит сохранить их от ответного уничтожающего удара и нанеся Союзу неприемлемые потери, заставить его капитулировать.
Американцы даже организовали эксперимент: создали прототип такого поезда с пятью ракетами и провели его по железным дорогам страны. Но потом подсчитали затраты на создание 30 таких поездов, на модернизацию и укрепление железнодорожных путей, создание системы управления стартами ракет и поняли, что это слишком затратная операция даже для американской экономики. Гораздо дешевле и надежнее разместить «Минитмены» в шахтах. Тем более что железнодорожная сеть в США была развита слабо, нет достаточного количества лесов и укрытий, а поезда с ракетами на открытой местности легко можно отследить разведывательными спутниками из космоса.
Что не получилось у американцев, получилось у нас. После того как руководство СССР получило развединформацию о проекте ракетных поездов в США, задание на создание отечественных БЖРК было дано конструкторскому бюро «Южное» из Днепропетровска, академикам братьям Владимиру и Алексею Уткиным. Причем Владимир конструировал твердотопливную ракету, а Алексей – стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составить основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью, скрытностью, особенно в бескрайних российских лесах и тайге, и мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Производить БЖРК поручили Павлоградскому механическому заводу, входившему в объединение «Южмаш».
Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ производились в 1985—1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было произведено 32 пуска. Было осуществлено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проводились в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).
К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ.
С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале — марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны .
Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была смонтирована специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003—2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической основе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США» — МИТ в начале 2014 года завершит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, оснащённый МБР с разделяющейся головной частью, созданной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра. Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».
2 декабря 2017 года было объявлено о прекращении работ над проектом.
Так и закончилась эта история - печальный конец грозного оружия. Казалось все было уничтожено при Ельцине, но нет, "патриот" Путин тоже ко многому приложил руку.
А что думаете на этот счёт вы?