Современное искусство - это не только бананы, приклеенные скотчем к стене, расплесканная краска или унитаз посреди галереи. Современное искусство - это не только оглушительные продажи, взлеты бездомных, сумасшедших, зависимых от алкоголя или наркотиков на олимп славы.
Современное искусство - это самая главная инвестиция в мире капитала и тщеславия. Кто владеет объектами этого парадоксального скандального воплощения смыслов нынешнего общества, тот владеет пропуском в закрытый клуб. Клуб тех, кто управляет современным обществом.
Понимаю, мысль непростая. Поэтому проиллюстрирую её ярким примером героев сериала "Миллиарды".
Сериал «Миллиарды» был запущен компанией Showtime аккурат к Дню Всеобщего похмелья, то есть 1 января 2016 году. В синопсисе нам обещают горячую полную интриг и неожиданных поворотов борьбу между прокурором округа Чаком Роадсом и олигархом с Уолл-стрит Бобби Аксельродом.
Бобби невероятно похож на Робин Гуда: сорит деньгами на право и на лево, выкупая право переименования концертного холла, оплачивая образование детям или погашая долги старого владельца пиццерии, в которой он подрабатывал ребёнком. Он забирает миллиарды у богатых и помогает бедным... в том числе, бедным художникам.
Начнём, пожалуй, с самого бедного. Яркое внушительных размеров полотно, мимо которого то и дело влетают в кабинет Аксельрода его самые приближенные люди: коуч Венди, серый кардинал Вагс и жена Лара.
Это картина Баския - самого дорогого американского художника. И самого бедного одновременно. Чернокожий мальчик, пополнивший "Клуб 27", умерший от передоза героина с кокаином, стал своеобразной "Золушкой" - легендой мирового искусства. Уже в свои 20, Жан Мишель Баския выставлялся вместе с Китом Харингом, Давидом Салле (спойлер: который в сериале висит рядышком, на той же стене) и другими супер-звездами неоэкспрессионизма. Любимого подопечный Энди Уорхола, красавчик и юный гения, Жана Мишеля Баския, гениально сочинял свою собственную судьбу: родился в семье мигрантов, бедный квартал, ребёнок улицы, обаятельный везунчик и самородок.
Не кажется ли вам, что у них много общего с потомком ирландских мигрантов Бобби Аксельродом? На этой картине, которую приобрёл в коллекцию владелец хедж-фонда, Баския изображает египетскую лодку, ведущую вниз по Нилу Осирисом, египетским богом мертвых. На правой панели картины появляются слова «Esclave, Slave, Esclave». На левой части Баския изобразил две маски в нубийском стиле. Исторически нубийцы, которые обладали более темным цветом кожи, были рабами египтян. В общем, используя свой особый стиль из помеси примитивизма и экспрессионизма, художник рассказывает историю работорговли в Египте.
Интересный момент. В решающий момент, приказывая распродавать все активы Вагсу, Аксельрод патетично уходит с брошенного им фонда именно на фоне работы Баския. Своеобразный "исход из Египта" верховного жреца, который управляет. Но не свободен.
Напротив полного символов и надписей триптиха #Баския, арт-кураторы сериала повесили еще одну безымянную работу, другого секс-символа #Аарона янга . С его работами вживую российский ценитель искусства мог познакомиться по меньшей мере два раза. В 2007 году он стал участником Второй биеннале современного искусства в Москве.
И видимо, видео-арт Янга с интригующим названием "Картофель Фри" так припал к душе зрителей и кураторов, что уже в следующем году его пригласили сделать специальный перформанс Arc Light для выставки «То, что вам предстоит» на «Красном Октябре». Или... дело в самом художнике? Рожденный в 1972 году, американец Янг, денди и сердцеед. Про его стиль одежды и сексапильную внешность столько же упоминаний в прессе, сколько и про искусство.
Аарон Янг - образец современного героя арт-среды, настоящего мужчины, который никогда не забывает грубых кожаных курток своего прошлого, прекрасно чувствует себя в джинсах и рваной футболке днем и умеет носить хороший костюм вечером. Из статьи "Денди. Аарон Янг"
Кто еще мог бы так прийтись по вкусу Боби Аксельроду, который и сам модник, и мужчина хоть куда, обожающий погонять на своем Крайслере, вкусно поесть в забегаловке и эпатажно сменить костюм с галстуком на футболку в стиле пахаря Ивана? Ведь современное искусство в интерьере, в первую очередь должно подчёркивать характер и пристрастия своего владельца.
Читать: Почему коллекционировать искусство - это новый тренд? Откровенный разговор с арт-консультантами
Интересная работа выбрана для опен-спейса, рабочей зоны, где главные трейдеры покупают и продают акции на миллиарды долларов в день. Пэт Стейр - ещё живой классик американского искусства. Художница родилась в 1940-ом в Ньюарке, так созвучном с городом Большого яблока, куда она вскоре перебралась. Теперь Пэт живет и работает в самом богемном районе Нью Йорка - Гринвич Вилладж, а что - может себе позволить.
Как указывает официальный сайт аукционного дома Филлипс ее работа 2007-2008 годов "Летний водопад" ушла на торгах в Гонконге за 420 000
Думаю, представленная в "Миллиардах" более ранняя работа стоит не намного дешевле, даже согласно логике, дороже. И вот удача - сейчас она представлена на сайте Арт Нет в продаже. Так что, если поторопиться, то примерно за полмиллиона баксов можно стать обладателем картины "как у Аксельрода".
ПРОДОЛЖЕНИЕ