Найти в Дзене
МАСТЕР МЫСЛИТЕЛЬ

Подводные лодки Ладожского озера: тайное оружие КБКФ, о котором так и не узнали немцы

Всем привет!

Сегодня я хотел поговорить о неизвестной странице обороны блокадного Ленинграда.

Все знают о "Дороге жизни", единственной ниточке, связывавшей окруженный город с "Большой землей", однако, мало известно о работе Советского командования по обеспечению ее круглогодичной работы и защите от немцев, всеми силами пытавшихся ее перерезать.

Схема окружения Ленинграда, где красными линиями показаны трассы водной коммуникации "Дороги Жизни".
Схема окружения Ленинграда, где красными линиями показаны трассы водной коммуникации "Дороги Жизни".

В прошлом 2019 году Министерство Обороны рассекретило очередную порцию документов, касающихся обороны Ленинграда.

Приказ Главнокомандующего краснознамённым Балтийским Флотом №0024 от 25 июня 1940 года О передаче ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79» из БПЛ в ЛВФ
Приказ Главнокомандующего краснознамённым Балтийским Флотом №0024 от 25 июня 1940 года О передаче ПЛ «М-77» и ПЛ «М-79» из БПЛ в ЛВФ

Среди этих документов нашлась крайне любопытная информация об уникальной операции наших военных - переброске на Ладожское озеро двух малых подводных лодок типа «М-77» и «М-79» в 1942 году. Причем, сама перевозка, а также дальнейшая боевая работа проводилась настолько грамотно и незаметно, что фашисты до конца войны не подозревали, что в Ладоге против них действуют Советские подводные лодки.

Подводная лодка типа М-77. Источник: http://www.navy.su/navysub191745/m-vi_bis/images/m-77_00.jpg
Подводная лодка типа М-77. Источник: http://www.navy.su/navysub191745/m-vi_bis/images/m-77_00.jpg

На экипажи подводных лодок была возложена задача разведки и наблюдения за врагом в южной части Ладожского озера, а также высадки диверсантов, которые бы вели подрывную работу в самом тылу врага.

На картинке видно, насколько лодки типа «М»  меньше подлодок типа «Щ». На фото  подводная лодка Северного флота типа «М» швартуется к борту подводной лодки типа «Щ». Источник: https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRx4TKZh-2zqDYMpnh966bAg
На картинке видно, насколько лодки типа «М» меньше подлодок типа «Щ». На фото подводная лодка Северного флота типа «М» швартуется к борту подводной лодки типа «Щ». Источник: https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRx4TKZh-2zqDYMpnh966bAg

Уникальность проведенной операции заключалась в том, что единственным способом доставить их на Ладогу была скрытная погрузка и доставка подлодок на ЖД платформах, причем по вдоль железной дороги необходимо было убирать линии электропередач, чтобы не повредить их негабаритным грузом, "плывущим" на рельсами.

Для того, чтобы перевезти эти "малютки" требовалось использовать спаренные платформы так, как показано на оригинальном чертеже ниже:

Лодки замаскировали ящиками, сетями и всем, что было возможно, чтобы противник не догадался о том, что задумало Советское командование
Лодки замаскировали ящиками, сетями и всем, что было возможно, чтобы противник не догадался о том, что задумало Советское командование
Лодки везли железной дорогой на "сдвоенных" ЖД платформах летом 1943 года со станции "Дача Долгорукова".

За все время боевых действий лодки совершили двенадцать боевых выходов, действовали по всей Ладоге и ни разу не были обнаружены немцами.

Более того, капитаны подлодок не обнаружили никаких попыток немецкого командования обеспечить противолодочную оборону.

Видимо немцы не ожидали, что против немецких войск в Ладожском озере, огромном, судоходном, но все же озере, командование КБКФ сможет использовать подложки против противника.

Тем временем для обеспечения режима максимальной скрытности до августа 1944 года подводникам было строжайше запрещено вступать в боевые столкновения с противником. Только в крайнем случае, можно было выходить на радиосвязь. Даже заряжать батареи они должны были в таких местах, где немцы не могли засечь субмарины.

О том, как их использовали можно прочитать ниже в отчет об одной из операций, проводимых экипажем ПЛ:

Отчет по одной из операций подлодки "М-77"
Отчет по одной из операций подлодки "М-77"
09.10.1943 перед экипажем ПЛ «М-77» была поставлена боевая задача по высадке морского десанта на территории занятой немецкими войсками: было необходимо разведать имеющихся в распоряжении противника сил и средств в районе Мусталахти, а максимально точно высадить и подобрать наших десантников-диверсантов.

Десантники после завершения операции должны были уйти на катерах, а ПЛ "М-77" еще двое суток должна была наблюдать за произведенным "эффектом" оставаясь на месте, глядя на врага через перископ.

При этом, наши диверсанты должны были захватить пленного, уничтожить военные объекты на берегу и минировать дороги:

Постановка боевой задачи командирам подлодки и десантного отряда.
Постановка боевой задачи командирам подлодки и десантного отряда.

Когда блокада была снята, а Советские войска начали теснить противника, уже в августе 1944 года, командование КБКФ "дало добро" на "свободную охоту".

В связи с этим интересен документ, боевое донесение командира подводной лодки М-77 капитан-лейтенанта Татаринова И.М. по высадке разведгруппы на остров Валаам в период с 02.08.44 по 09.08.44 года и свободной охоты в районе подходов к Сортовала.

-8

К сожалению, в тот раз разведгруппе не удалось взять "языка".

-9

Тем не менее, операция прошло успешно, группа вернулась в полном составе, после чего ее отвезли обратно на базу.

-10
-11

Командир лодки вышел на поиски барж, катеров противника с целью их уничтожения.

-12

Правда, удача не улыбнулась нашим подводникам: за 6 часов они так и не обнаружили ни одной цели для атаки.

Последняя страница "Боевого донесения"
Последняя страница "Боевого донесения"

В самом конце своего отчета капитан-лейтенант Татаринов делает интересный вывод: "для полного захвата острова Валаам, первый бросок может быть осуществлен автоматчиками, высаженными с подводной лодки".

Я уверен, опыт, полученный нашими подводниками при проведении операций на Ладоге лег в основу современных знаний, которые до сих пор изучают в военных училищах.

И на этом у меня все.

Берегите себя и своих близких!