Найти в Дзене
Версии жизни

Гениальные картины онлайн. Почему душа не волнуется?

Оглавление

Вместо культурного кода искусства в нашей детской жизни почему-то остается настоящая пустыня. Кто-то потом восполняет пробелы, а кто-то остается в неведении навсегда.

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1482-1486 годы.  Фото из открытого доступа.
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры, 1482-1486 годы. Фото из открытого доступа.

Как говорит директор Эрмитажа Пиотровский, знатоков в музее десятая часть посетителей. Остальные, надо понимать, – любители. Но в музеи ходит также небольшая часть населения.

Сейчас большинство музеев мира сделали великую вещь. Посещение залов онлайн стало доступным для всех. Но почему-то это действо почти не задевает чувства и сходно с просмотром альбомов с репродукциями.

Что происходит? Думаю, что некий образовательный эффект таким образом достигается. Проставляется в сознании штамп – освоено, но душа – остается в стороне. Совершенно уверена, что приобщение к искусству невозможно без посещения музеев, общения с «живыми» картинами.

Энергетика подлинника

Никакое воображение не может передать энергетику, силу очарования и притяжения, которые присущи подлинникам картин великих художников.

Хорошо помню, как гид в обычном темпе вела нас по залам галереи Уффици во Флоренции. Нам казалось, что ничего нельзя запомнить в этой череде сменяющихся полотен. И вдруг как удар грома, как потрясение – два полотна Боттичелли – "Весна" и "Рождение Венеры". Я долго не могла сдвинуться с места. В душе, мгновенно и навсегда, освободилось пространство для прекрасного видения. Открылся волшебный мир искусства великого итальянского художника.

Сандро Боттичелли. Весна. 1482 год. Фото из открытого доступа.
Сандро Боттичелли. Весна. 1482 год. Фото из открытого доступа.

В музее Прадо в Испании на удивление все повторилось. В этом лучшем музее мира эмоции зашкалили в зале Веласкеса. Особенно сильно, когда подошли к самой известной картине "Менины". Это огромное полотно в черной раме стало для меня центром родственного притяжения и целой бури эмоциональных реакций. Когда гид стала рассказывать о картине, то первое, что она произнесла – менины в переводе с испанского означает – фрейлины.

Диего Веласкес. Менины. 1656 год. Фото з открытых источников.
Диего Веласкес. Менины. 1656 год. Фото з открытых источников.

И я тут же поняла, что картина хранилась в моей голове под названием «Именины», А я была в уверенности, что художник изобразил день рождения маленькой инфанты. Внешний облик которой прекрасно помнила. Это, как свет далекой звезды, который доходит в минуты счастливых переживаний. Длится, увы, мгновения…

У каждого своя Мадонна

В Дрезденской галерее встреча с "Сикстинской мадонной" Рафаэля вполне запрограммирована. Мы все представляем это гениальное полотно заранее. Но чудесная предвстреча с долгожданным шедевром начинается, уже когда получаешь билеты. И по их нижнему краю видишь маленьких кудрявых и круглолицых амурчиков. Потом медленно поднимаешься по лестнице…

Мы зашли в зал и увидели Ее, сходящую прямо с облачных небес с младенцем, очень молодую и земную. Она все знала наперед, но тем не менее строго и уверенно несла свое дитя, навстречу страданиям, - так часто пишут… Нет, нет, не может быть, чтобы Мать знала. Полагаю, милосердный Бог ее от этого страшного знания уберег. Иначе не выдержать… Даже Богородице.

В довольно большом зале сразу установилась тишина. Было понятно, что люди молились. Можно было не сомневаться. Юные и старые, независимо от возраста и вероисповедания. Они приобщались к святыне, просили ее об исполнении желаний. Вопреки всему, теперь будут ждать месяцы, годы или всю жизнь свершения загаданного маленького чуда. Когда гид подошла к группе, вопросов не было… Здесь все от Бога, без комментариев. Мадонна Рафаэля должна быть у каждого своя. Очень личная и дорогая.

Полученная не онлайн, а прямо с небес.

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.