Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

За этот портрет Жукова обвинили в императорских амбициях: антисоветские картины в мастерской художника-сталиниста

«Ты хочешь красоваться на белом коне на фоне Бранденбургских ворот, а ты, мил человек, покрасуйся на фоне развалин в результате того, что немцы совершили, потому что войска отходили и отходили под твоим командованием» - честил Жукова с трибуны пленума ЦК КПСС Хрущев.

Ему вторил партийный идеолог Суслов, сравнив портрет с иконой Георгия Победоносца и обозвав «чепухой и клеветой на советскую действительность» ситуацию, при которой генерал на белом коне спасает страну.

В. Яковлев. Портрет маршала Жукова
В. Яковлев. Портрет маршала Жукова

Биографы Жукова, правда, пишут, что на момент создания портрета маршал о нем ничего не знал, и художник Яковлев писал его по фотографии в 1946 году. Да и вообще – мало ли кто писал маршала победы и во время войны, и после…

📌Этот портрет Жукова экспонировался на выставке, посвященной произведениям о Великой отечественной войне, которая проходила в Москве в 2019 г. Читайте о ней в посте «Я вышла оттуда вся в слезах!»: что посмотреть на выставке «Память поколений» в Манеже

«В сталинской Москве, кроме Архитектурного института, было еще два центра, где кучковались «бывшие», склонные к реалистической живописи.

Одним из таких центров была мастерская художника Василия Николаевича Яковлева в старом буржуазном доме где-то около Павелецкого вокзала…

В. Н. Яковлев, художник
В. Н. Яковлев, художник

В углу мастерской находились манекены с подлинными мундирами Сталина: Яковлев писал портреты вождя для министерств и обкомов партии, военных академий, за которые получал страшные деньги» - вспоминал художник Алексей Смирнов.

В паре с Яковлевым, поточным методом, работал его отец Глеб Смирнов. Первый писал сталинские мундиры, пуговицы и ордена, второй работал над усами и глазами, а 16-летний Леша сидел в углу и ел пирожки с капустой, которые Яковлеву ведрами приносили из ресторана, и очень радовался – в войну и после нее они были настоящим деликатесом.

Василий Яковлев вообще за что ни брался – все шедевр. И многое с подтекстом, двойным смыслом.

В. Яковлев. Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции
В. Яковлев. Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции

Взять хотя «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции» 1937 года. Намек понятен, мне кажется, даже школьнику.

Или «Спор об искусстве», поражающий не только своими размерами (3,5х4 м).

«Картина двусмысленна и иронична до предела при полном формальном соответствии невинной теме. Даже слишком невинной для того времени.

Картина советская, сталинская, и одновременно в ней абсолютно все не стыкуется со временем. Даже стиль – сочный, предельно отточенный академизм – совершенно не похож на тупой сталинский неоклассицизм пополам с передвижничеством.» (Д. Хмельницкий)

-4

Да, Яковлев умел шутить, создавая парадоксальные полотна, которые теперь называют предтечей соцарта, хотя направление это оформилось позднее, во времена хрущевской оттепели.

А что еще Вы хотите от человека, который умел совмещать несовместимое? Сначала учился на математика в МГУ, а потом – у Коровина и Архипова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Много лет служил художником-реставратором в Музее изящных искусств на Волхонке. При такой биографии и масштабе дарования подделать Рубенса при желании для него не составило бы труда, сам Арманд Хаммер не распознал бы.

В. Яковлев. Патриотическое молебствование 22 июня 1942 года в Москве
В. Яковлев. Патриотическое молебствование 22 июня 1942 года в Москве

Похоже, он не боялся ничего. Признанный художник-сталинист, член Академии художеств, двукратный лауреат Сталинских премий, Яковлев создает еще одно чудо-полотно: «Патриотическое молебствование 22 июня 1942 года в Москве» (и снова – 3х4 м).

В то время как другие пишут Сталина на фронте, он увековечил молебен о даровании Победы оружию Советской армии, состоявшийся в храме святителя Николая на Преображенском кладбище в Москве.

Как вскоре выяснилось, отношение власти к церкви потеплело, в ней увидели союзника в борьбе с врагом.

На выставке "Память поколений"
На выставке "Память поколений"

И вот уже иностранные послы и покровитель искусств маршал Ворошилов приходят в его мастерскую взглянуть на необычное произведение. Сегодня эта традиция, как видите, продолжается. 😉

При подготовке поста использована книга: А. Васькин «Повседневная жизнь советской богемы от Лили Брик до Галины Брежневой».

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

#москва #москва сити #москва 24 #советский человек #люди ссср #жизнь в ссср #жизнь в советском союзе #советское искусство #художники ссср #московские истории