Найти тему

Сколько всадников было у отца Ивана Грозного?

Оглавление

Эпоха Василия III хоть и изучена достаточно хорошо в историографии, в массах не слишком растиражирована. Этот правитель – словно мостик, перекинутый между двумя могучими скалами, Иваном III Великим и Иваном IV Грозным. То же самое и в плане развития военного дела Русского государства. Итак, какова была военная мощь Москвы в это время?

Уникальное изображение великого князя Василия Ивановича, выполненное по заказу его сына Ивана Васильевича (Грозного). Есть версии о том, что Грозный готовил канонизацию своего отца.
Уникальное изображение великого князя Василия Ивановича, выполненное по заказу его сына Ивана Васильевича (Грозного). Есть версии о том, что Грозный готовил канонизацию своего отца.

Воюют как дети… боярские

Великое княжество Московское (ВКМ) было удивительным государством, где даже дети носили бороды и воевали. Нет, женщины бородатыми, как у гномов из Властелина Колец, не были. Да и дети имеются в виду не простые, а боярские – служилое воинское сословие, составлявшее основную массу поместной конницы. По мнению видного исследователя ВКМ Руслана Григорьевича Скрынникова, эта прослойка сложилась из младших сыновей больших боярских фамилий. Из-за постоянного дробления владений они часто оказывались безземельными.

На помощь приходил не кто-нибудь, а Государь, наделявший их поместьями за военную или государственную службу. Если дети боярские переставали служить, то сразу лишались своего надела. На доходы от вверенной им земли они не только жили, но и выезжали на войну «конно, людно и орудно», то есть с использованием собственных доспехов, оружия и коней (в идеале двух), а также выставляя со своей земли снаряженных боевых послужильцев.

-2

Вот что пишет австрийский посол Сигизмунд Герберштейн о служилой коннице времен Василия 3:

«Лошади у них маленькие, холщеные, неподкованные, узда самая легкая, затем седла у них приспособлены с таким расчетом, что всадники могут безо всякого труда поворачиваться во все стороны и натягивать лук… Обыкновенное оружие у них составляют лук, стрелы, топор и палка, наподобие булавы, которая по-русски называется кистень, а по-польски басалык. Саблю употребляют более знатные… Русские на протяжении столетий вели войну с кочевниками, что не могло не сказаться на их вооружении. Некоторые из более знатных носят латы, кольчугу, сделанную искусно, как будто из чешуи, и наручи… Употребляют они и копья. В сражениях они никогда не употребляют ни пехоты, ни пушек. Ибо все, что они не делают, нападают ли на врага, или преследуют его, или бегут от него, они совершают внезапно и быстро, и таким образом ни пехота, ни пушки не могут следовать за ними».

Конечно же, знатные бояре и бывшие удельные князья тоже несли обязательную военную службу вместе со своими боевыми корпорациями. Более того, именно они правили бал в военном командовании и назначались главными воеводами. Ведь действовал пресловутый принцип местничества, о котором, пожалуй, следует рассказать в отдельной публикации. Отметим только, что нередко этот механизм распределения должностей, когда во главу угла ставилась знатность рода, приводил к катастрофическим последствиям и серьезным поражениям.

Тьмачисленные рати

Разумеется, нельзя обойти вопрос количества русских войск. Нередко историки так стараются хотя бы примерно рассчитать численность воинских контингентов, что им впору получать второй диплом – математический. Что же, вопрос и впрямь важный.

Увы, точные росписи войск начинают встречаться в русских разрядных книгах только со времен Ивана Грозного. При этом самые разные цифры то и дело всплывают во всевозможных зарубежных нарративных источниках.

Например, Герберштейн сообщает: что Василий III

«каждый год ставит караулы в местностях около Танаиса и Оки в количестве 20 000 человек для обуздания набегов и грабежей перекопских татар».

Если эта цифра верна, а речь идет только о караулах против крымских татар на Окском рубеже, то общая численность войск была и впрямь значительной.

В историографии можно встретить самые разные оценки – от 50 до космических 300 тысяч ратников. Само собой, вторая цифра – это плод фантазии европейских современников. Наши зарубежные «друзья» (прежде всего, из Польско-Литовского государства) пытались изобразить огромную дикую орду, берущую верх не воинским мастерством, а исключительно количеством.

К примеру, Иоганн Фабри, ученый, богослов, священник и личный советник и исповедник Эрцгерцога австрийского Фердинанда, писал следующее:

«Посему великий князь, когда ему бывает нужно вести войну с татарами, или с Кафским государем, или с кем-нибудь иным, в самое короткое время может собрать войска до 200 000 или 300 000, или сколько понадобится, так, что нет другого государства, где было бы более покорности императору своему и где бы самая высшая слава и честь состояли в совершенной, неизменной, беспрекословной готовности умереть за государя своего».

Словом, османский султан нервно курит в сторонке.

-3

Как считает петербургский историк Филюшкин, развеять миф даже о 75-тысячном войске того времени не так и сложно. Исследователь справедливо предположил, что принятое уже во времена Ивана Грозного Уложение о службе лишь зафиксировало письменно давно существовавший уклад, возведя его в ранг закона со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, во времена Василия Ивановича с большой долей вероятность каждый помещик также должен был выставить одного снаряженного всадника со 100 четвертей доброй угожей (возделываемой) земли своего надела. Итак, вернемся к нашим мифическим 75 тысячам. Допустим, 25 тысяч из них – собственно дети боярские, а остальные 50 – их боевые послужильцы, выставляемые с той самой угожей земли. Получается, что ВКМ включало 7,5 миллионов четей возделываемых земель. Для справки, одна четь – это примерно 0,54627 ГА. Словом, площадь выходит космическая. Реальная же оценка, по мнению Филюшкина, 40 – 50 тысяч ратников при соотношении детей боярских и боевых холопов 1:1. В следующей публикации речь пойдет об артиллерии и пищальниках-ополченцах этого же времени.

Литература и источники:

Сигизмунд Герберштейн, Записки о московских делах // Россия XV – XVII века глазами иностранцев. Ленинград, Лениздат, 1986.

Фабри Иоганн, Религия московитов // Государи всея Руси: Иван III, Василий III. Первые публикации иностранцев о Русском государстве. М. 2017

Скрынников Р.Г. На страже московских рубежей. М. Московский рабочий. 1986

Скрынников Р.Г. Василий III. Иван Грозный. М. АСТ. 2008

Ильюшин Б.А. Война лета 7014. Московско-казанский конфликт 1505 – 1507 гг., Нижний Новгород, 2028

Филюшкин А.И., Василий III / серия ЖЗЛ // М. Молодая гвардия, 2010