К концу 1942 года под пятой Вермахта оказались территории Украины, Прибалтики, Белоруссия, Кавказа, и России. 73 миллиона советских граждан разом оказались на оккупированной территории. На захваченных землях оккупанты образовали рейхскомиссариаты, управлявшиеся национал-социалистическим генерал-губернатором, который подчинялся непосредственно Берлину. Известнейший пример – генерал-комиссар Генерального округа Белоруссия Вильгельм Кубе. Правил кровавой рукой. Под его руководством были уничтожены десятки тысяч непокорных русских людей. Кубе был ликвидирован 22 сентября 1943 года героической советской разведчицей по имени Елена Мазаник. Она взорвала его в собственной резиденции.
И всё же даже под штыками солдат Вермахта люди жили. В октябре 1942 года на многих оккупированных территориях открылись школы, причём все дети в возрасте от 8 до 12 лет обязаны были посещать занятия. Если по каким-то причинам родители или родственники не могли отправить ребёнка в школу, от них требовалось соответствующее заявление.
Пока дети учились в школе новым правилам жизни, взрослые трудились под бдительным надзором оккупационной администрации и в её же интересах. Известно, что граждан, поступивших на биржу труда (Arbeitsamt), принуждали выполнять самую тяжёлую работу: восстанавливать дороги и мосты, заготовлять лес, и т.д. Оккупационная администрация ликвидировала колхозы и произвела новый раздел земли, однако единый принцип при этом не соблюдался. В некоторых районах Белоруссии, например, крестьяне получили по две десятины земли. Всё остальное «новая власть» зажала в общинном фонде чтобы в дальнейшем распределять их перед особо резвыми пособниками врага.
Цифры ужасают - за годы оккупации погибло 13 684 692 человека. 4 100 000 человек погибли от невыносимых условий жизни в оккупации. Захватчики намеренно прервали жизнь 7 420 379 человек, среди них - 216 431 ребенка.